Вокруг Баха

Анджела Хьюитт на «Декабрьских вечерах»

Фото: Richard Termine

Фестивальный калейдоскоп «Декабрьских вечеров» продолжила канадская гостья, пианистка Анджела Хьюитт. Ее программа была выстроена вокруг И.С.Баха — композитора, чье творчество было (и продолжает быть) объектом пристального внимания со стороны потомков разных эпох. Многочисленные транскрипции, парафразы, реконструкции отражали желание их авторов (а среди них были и Мендельсон, и Шуман, и Шёнберг с Веберном...) прикоснуться и постичь глубинную суть духовной мощи этого гиганта.

А.Хьюитт, которая, как заявлено в буклете, признана лондонской прессой «одной из ведущих баховских пианисток нашего времени», представила транскрипции английских музыкантов — Вильгельма Кемпфа, Харольда Бауэра, Хэрриэт Коэн и собственную обработку органных хоральных прелюдий. Рядом с ними звучал и оригинальный Бах — Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга, Английская сюита № 6. Заметим попутно, что исполнение этих сочинений на современном рояле — тоже в своем роде транскрипция, так что был ли в этот вечер вообще подлинный Бах — вопрос спорный.

В течение последних 10 лет А.Хьюитт записывала на уважаемой фирме «Hyperion» все основные клавирные сочинения лейпцигского кантора. Играла в живых концертах все прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира». Однако московский концерт не дал полного и однозначного представления о месте Хьюитт в длинной череде интерпретаторов баховского наследия, куда входит немало великих пианистов, в том числе и соотечественник А.Хьюитт — Гленн Гулд. Впрочем, с этой фигурой ее мало что роднит.

Манера игры пианистки — определенный компромисс или синтез целого ряда тенденций рубежа XX — XXI веков. Ее певучий звук и обилие легато сочетаются с нивелированной динамикой, как будто в подражание старинным клавишным. Однако и у клавесина, и тем более у органа был свой характерный тембровый колорит. Поэтому «бледной копией» показались транскрипции органных прелюдий, в которых Хьюитт явно не хватало красок.

Также вызывали определенные сомнения «завуалированные» педалью пассажи и отсутствие продуманной системы барочных штрихов, хотя порой А.Хьюитт пытается разнообразить звуковую палитру игрой тембров в разных регистрах фортепиано. В то же время ей не чужды громогласные кульминации с постепенным нарастанием звучности, что переводит нас в область романтического стиля. А такие трактовки кажутся на сегодняшний день довольно старомодными. Так что проблема — «как играть Баха?» — не приблизилась к своему решению: в интерпретациях Хьюитт новых идей явно не было. Лишь тени и отражения (но не метаморфозы) мастеров ушедших эпох.

Евгений Кривицкая

реклама