К 100-летию со дня рождения Владимира Белокурова
Путь на сцену у каждого свой. Мало того, от первых шагов иногда зависит куда больше, чем принято считать. Хотя сколько можно привести примеров блистательных стартов, которые затем заканчивались ничем...
Карьера Владимира Белокурова могла окончиться, не начавшись. Я держал в руках рукопись его автобиографии, где он отважно выводил: родился в семье священника. Учтите, это было в 20 — 30-е годы, когда вместе с храмами рушились судьбы рядовых верующих, не говоря уже о служителях культа. А Белокуров не скрывал, что родился в селе Нижний Услон Казанской губернии в семье священника. Почему на это не обратили внимания? Может быть, просто не заметили? Или учли, что многодетная семья деревенского попа вряд ли могла быть зажиточной?
Так или иначе, казанский гимназист Владимир Белокуров сперва обряжается в униформиста местного цирка — тяга к лицедейству обнаружилась у юноши еще в гимназические годы. Затем появляется в местной оперетте у антрепренера Григория Розенберга. Наконец, встречается с Илларионом Певцовым, знаменитым актером, игравшим один сезон в Казани, и даже выступает с ним в одном спектакле.
Казанский русский драматический театр ведет свою историю с XVIII века. На его сцене гастролировал М.С.Щепкин, в конце XIX века именно в этом театре несколько сезонов выступал молодой Василий Качалов. Белокуров понимал, что служит в прекрасном театре. Но двадцатилетнему юноше хотелось попробовать свои силы на столичной сцене, благо, в это время открывалось сразу несколько новых театров.
Белокуров покидает Казань и поступает в Театр имени МГСПС — будущий Театр имени Моссовета. Однако через год переходит в Театр Революции, который только что расстался со Вс.Мейерхольдом, где еще продолжают идти поставленные им спектакли. Белокурова вскоре вводят в один из самых знаменитых спектаклей Мастера — «Доходное место» Островского на роль Белогубова. Ввод не проходит незамеченным и получает одобрение у критики и у самого Мейерхольда.
А дальше — встреча с Алексеем Дмитриевичем Поповым в нескольких работах: партиец Андрон в «Моем друге» Погодина, Меркуцио в «Ромео и Джульетте».
За двенадцать лет службы в Театре Революции Белокуров сыграл свыше тридцати ролей, главным образом в пьесах современного репертуара. Одновременно начал сниматься в кино и занялся педагогической деятельностью в театральной школе юниоров и в училище при Театре Революции.
Казалось бы, все шло прекрасно, но в 1936 году Владимир Вячеславович вновь решил испытать судьбу. Он переходит в труппу Художественного театра. Еще живы Станиславский и Немирович-Данченко, еще выходят на сцену актеры первого поколения, но основной репертуар давно уже ведут сверстники Белокурова, пришедшие во МХАТ вместе с «Днями Турбиных» и за десять лет занявшие ведущее положение в труппе. Одна из первых ролей нового артиста — Ленька в «Земле» Н.Вирты — обратила на себя внимание, и его начинают занимать в готовящихся спектаклях и вводят в текущий репертуар.
За несколько дней до начала войны Белокуров заменил Василия Топоркова в роли Чичикова. Спектакль «Мертвые души» в инсценировке М.Булгакова был поставлен в 1932 году В.Сахновским и Е.Телешевой под художественным руководством К.С.Станиславского. Ввод нового исполнителя на такую роль в первом театре страны, естественно, вызвал большой интерес, тем более что спектакль собрал почти всех самых знаменитых актеров Художественного театра. Белокуров — Чичиков был признан не только зрителями и критикой, но и партнерами, что бывает значительно реже. Роль эта оставалась в репертуаре актера больше тридцати лет, а когда режиссер Леонид Трауберг решил снять фильм по мотивам спектакля, Белокуров запечатлел свой многолетний опыт общения с Павлом Ивановичем и на экране. Спектакль подробно описан во множестве статей и книг, он по праву отнесен к шедеврам Художественного театра. И все-таки об одной его особенности я считаю необходимым сказать.
Сложность, стоявшая перед исполнителем роли Чичикова, состояла в том, что его герой каждую минуту рисковал попасть за решетку. Поэтому Павлу Ивановичу приходилось искать особые приспособления для общения с Маниловым, Собакевичем, Плюшкиным, Ноздревым, Коробочкой. Он ни на минуту не мог позволить себе расслабиться, упустить инициативу, потому что это грозило провалом всей затеи с покупкой мертвых душ. Азарт настоящего игрока, умеющего то идти ва-банк, то, поджав хвост, прикинуться сиротой, позволял Белокурову балансировать на грани жизни и смерти. Почти все его партнеры считали, что играть с ним легко и интересно. И только Алексей Грибов, исполнитель роли Собакевича, отдавая должное таланту Белокурова, откровенно признавался, что ему трудно сосуществовать с ним на сцене по причине их разных театральных школ: это был намек на то, что Белокуров двенадцать лет служил в Театре Революции, созданном Вс.Мейерхольдом.
Среди других ролей, сыгранных Белокуровым во МХАТе, назову Молчалина в «Горе от ума», Яшу, а позже Лопахина в «Вишневом саде», Григория и Федора Ивановича в «Плодах просвещения», Андрея Гетманова в «Глубокой разведке», Родэ и Кулыгина в «Трех сестрах», Печенегова во «Врагах», Шмагу в «Без вины виноватых»...
Начиная с 1932 года Белокуров постоянно снимается в кино. Он сыграл в пятидесяти фильмах, часто в эпизодических ролях, но ни одна из них не может быть названа проходной: актер придумывал какие-то особенные детали, позволявшие за считаные минуты узнать о его герое максимум возможного.
Одна из наиболее известных ролей Белокурова в кино — Валерий Чкалов в одноименном фильме. Он вышел на экраны в самом начале войны и имел оглушительный успех, потому что он вселял оптимизм, надежду на победу. Романтический ореол героя естественно сочетался с мальчишескими выходками реального человека, которого знала и любила вся страна. Белокуров играл не забронзовевшего летчика, увековеченного в камне и металле, а живого, обаятельного, мужественного человека, в котором легко угадывались приметы времени.
Казалось бы, после такого успеха в образе современника Белокуров должен был бы прочно закрепиться в этом амплуа. Но и здесь все вышло по-другому. В 1944 году на экраны выходит один из первых отечественных военных детективов «Поединок», где Белокурову поручают роль опытнейшего диверсанта. По сценарию ему предстояло в этой роли сыграть три разных характера. И артист, кажется, только ждал этого момента, ибо искусство перевоплощения всегда оставалось главной страстью актера. Действительно, до чего же не похож был фашистский разведчик на обаятельного представителя Ивановского обкома партии! А ведь трансформация эта достигалась почти исключительно за счет средств внутреннего перевоплощения!
В послевоенные годы Белокуров снимается параллельно в двух-трех фильмах. После роли Бормана в «Секретной миссии» он играет Боцмана в «Полосатом рейсе», штабс-капитана Дица в «Поединке» по Куприну, коллекционера живописи Лео Моргенштерна в фильме «Теперь пусть уходит», хитреца Вассеркопфа в телепостановке Татьяны Забаровской «Верните плату за обучение» и множество других ролей. Охотно записывается на радио, выступает на концертной эстраде и продолжает передавать свой опыт молодым.
Педагогический стаж Белокурова превышает четыре десятилетия. В 1946 году он получает звание профессора кафедры актерского мастерства ГИТИСа, где в 1944 году выпустил курс, составивший основу Театра имени А.П.Чехова в Таганроге. Многие ученики Белокурова сами давно уже стали признанными мастерами. Но они на всю жизнь сохранили чувство глубокого уважения к своему Мастеру, который подарил им не только профессию, но и любовь к людям и жизни, нас окружающей. В истории театра вряд ли сыщется актер, которому удалось сыграть все, что хотелось бы. Не знаю, думал ли об этом Белокуров, но одну роль, будто специально для него сочиненную, он, к сожалению, так и не сыграл. Я имею в виду Воланда. Трудно найти более подходящую для этого образа актерскую индивидуальность, наделенную такой деятельной дьявольской силой, мощным темпераментом, хитрым глазом, способную бесконечно трансформироваться. Но что об этом говорить, коль не случилось, можно лишь высказать сожаление.
Те, кто знал Владимира Вячеславовича не только по его ролям в театре и кино, согласятся, вероятно, что он был настоящий эпикуреец. Сидеть с ним за одним столом и вкушать яства было не менее интересно, чем следить за поведением его героев на сцене или экране. Всегда безукоризненно одетый, он излучал особый свет, к нему тянулись совершенно разные люди. Был незаменимым тамадой, способным превратить скромную трапезу в подлинный праздник. Потому что знал толк в еде и напитках. И когда появлялся в ресторане Дома актера или в «Арагви», кухня радостно подтягивалась, ибо понимала: ей предстоит выполнение творческого заказа!
Однажды в московской больнице № 8 имени Соловьева, где часто лечились артисты от чрезмерного пристрастия к алкоголю, дирекция МХАТа решила устроить шефский концерт в канун Дня Победы. Среди его участников был и Белокуров. По окончании концерта администрация больницы накрыла праздничный стол, уставленный отнюдь не одними безалкогольными напитками. Оживившись, Владимир Вячеславович спросил у главного врача: всегда ли здесь такое обильное и разнообразное меню и нельзя ли хотя бы на недельку получить отдельную палату?..
В эти дни Владимиру Вячеславовичу исполнилось бы 100 лет, но он ушел из жизни, даже не справив свое 70-летие, оставив по себе добрую память и множество фильмов, которые продолжают быть востребованными если не кинотеатрами, то телевидением.
Борис Поюровский