Ненормальные и нормальные

«Колыбель будет качаться»

Актриса Театра имени Маяковского Ольга Прокофьева вошла в каждый дом благодаря роли интриганки Жанны Аркадьевны в телевизионном сериале «Моя прекрасная няня». Поэтому телепремьера мелодраматической комедии «Ненормальная» («Первый канал», 10 февраля, 21.20. Россия, 2006) станет отличным подарком для великого множества ее поклонников. Картина снята по одноименной пьесе Надежды Птушкиной (она же написала сценарий), так что вопросы о плохой драматургии — настоящем биче современного поточного отечественного кино — вроде бы должны быть сняты. Но, к сожалению, режиссер Александр Глобин не сумел преодолеть изначально заложенную в пьесе, а затем и в сценарии театральную условность. Это оказалось не под силу и исполнительнице главной роли. Ольга Прокофьева играет одинокую сорокалетнюю женщину, которую угораздило влюбиться в молодого бизнесмена (Андрей Финягин), напомнившего ей первую любовь из далекой юности, и играет с театральным надрывом, гротескно. Она просто достает этого бизнесмена, проявляя чудеса изобретательности в своих попытках установить с ним контакт и влюбить его в себя. Но то, что естественно на театральной сцене, будучи перенесенным на экран, воспринимается как на корове седло. И потому замышлявшиеся как смешные и грустные, призванные создать в фильме трагикомическую атмосферу ситуации, в которые попадают наши герои, вызывают недоумение и раздражение. И лишь по нескольким сценам можно сделать вывод, что Ольга Прокофьева все-таки хорошая актриса.

Еще большее недоумение вызывает телепремьера историко-биографической драмы «Пушкин. Последняя дуэль» («Россия», 10 февраля, 22.15. Россия, 2006. Режиссер Наталья Бондарчук. В ролях: Сергей Безруков, Анна Снаткина, Андрей Ильин, Роман Романцов, Инна Макарова, Сергей Никоненко, Борис Плотников, Евгений Стычкин, Виктор Сухоруков), которую не обругал в прессе разве что самый ленивый. В этой картине все плохо: и сценарий, и режиссура, не похожи на себя знаменитые актеры. Не выдерживает критики исходный посыл: смерть Пушкина стала результатом подлого заговора против России. И что особенно огорчает, так это карикатурный образ великого поэта в исполнении, безусловно, талантливого Сергея Безрукова.

Вот эти две ленты «украсили» прайм-тайм в выходные дни на ведущих телеканалах страны. Но, к счастью, нам покажут и достойное кино. В субботу вечером смотрите документальный фильм «Франсуа Трюффо. Автобиография» («Культура», 10 февраля, 22.25). Выдающийся французский режиссер, киноактер, сценарист, один из основоположников французской «новой волны» Франсуа Трюффо прожил недолгую жизнь (он умер 21 октября 1984 года, 6 февраля ему исполнилось бы 75), но оставил не только замечательные фильмы и книги, но и благодарную память людей, соприкасавшихся с ним. В этом фильме он рассказывает о своих картинах. Его любимые актрисы Жанна Моро, Катрин Денев, Натали Бай, Изабель Аджани, Фанни Ардан, считавшие себя его учениками режиссеры Милош Форман, Вуди Аллен, Жан-Франсуа Стевенен дополняют этот портрет. А затем вашему вниманию будет предложен один из шедевров Трюффо — драма «Последнее метро» («Культура», 10 февраля, 23.15. Франция, 1980. Режиссер Франсуа Трюффо. В ролях: Катрин Денев, Жерар Депардье, Жан Пуаре, Хайнц Беннет), удостоенная французской национальной кинопремии «Сезар» за фильм, режиссуру, сценарий, главную женскую и мужскую роли (Катрин Денев и Жерар Депардье), операторскую работу, монтаж, музыку и работу художника постановщика. Французские критики назвали ее «великим фильмом о любви к театру, о любви к любви». Действие происходит в Париже в 1942 году. Режиссер одного из театров на Монмартре (Беннет), еврей по национальности, во время фашистской оккупации вынужден скрываться в подвале. Управление театром ложится на плечи его жены Мэрион (Денев). Прислушиваясь к советам мужа, который даже из «подполья» руководит постановкой, она продолжает работу над новой пьесой и влюбляется в молодого актера (Депардье), участника Сопротивления...

Обязательно стоит посмотреть военный боевик «Тонкая красная линия» («Первый канал», 7 февраля, 0.30. США, 1999. Режиссер Теренс Малик. В ролях: Шон Пенн, Джон Траволта, Джон Кьюсак, Вуди Харрельсон, Джордж Клуни, Ник Нолти, Бен Чаплин, Элиас Котеас). Теренс Малик из тех, кто «стреляет» редко, да метко. В 1973 году он — 30-летний выпускник Гарварда, журналист и профессор филологии — поставил мрачный и кровавый триллер «Пустоши», а пять лет спустя — мелодраму «Райские дни» и с ходу вошел в элиту американского кино. От него ждали новых открытий, а он на 20 лет замолчал. А затем вдруг обратился к знаменитому автобиографическому роману Джеймса Джонса, который также «стреляет» редко, да метко. Фильм получился очень длинный (170 минут), перенаселенный персонажами (их играют множество звезд), неуклюжий и громоздкий и вроде бы несвоевременный (кому сейчас интересно кино об одном из периферийных сражений Второй мировой войны на некоем острове, затерявшемся в Тихом океане?), сильно затянутый (бой за безымянную высоту забирает примерно две трети экранного времени). И тем не менее чуть ли не после каждого кадра остается ощущение, что это — Кино.

Примерно неделю назад нам показывали нашумевший фильм Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (Германия, 1999). Очередная его картина — «Принцесса и воин» (ТВ3, 8 февраля, 14.00. Германия, 2000. В ролях: Франка Потенте, Бенно Фурманн, Йоахим Кроль) — также криминальная драма, но совсем другая по стилю. Она не столь динамичная, но также интересная. В ней более детально выписаны характеры персонажей. Она изысканно снята, интригующе загадочна, очень хороша Франка Потенте (это она сыграла Лолу в «Лоле») в главной роли. Ее героиню медсестру Сисси сбил грузовик, под которым спрятался Бодо (Бенно Фурман), бежавший «по лезвию бритвы» от полиции и мучительных воспоминаний о гибели жены. Он спасает девушку, сделав операцию (трахеотомию) с помощью трубочки от кока-колы, и убегает. Сисси отправляется в долгое путешествие на поиски «принца». Она разыскивает Бодо, но, даже услышав грубое требование оставить его в покое, не сдается, пытаясь узнать, какая мрачная тайна тяготит его душу...

Стивен Содерберг («Англичанин», «Вне поля зрения», «Кафка», «Одиннадцать друзей Оушена», «Секс, ложь и видео», «Траффик») после судебной драмы «Эрин Брокович» (СТС, 11 февраля, 0.20. США, 2000. В ролях: Джулия Робертс, Дэвид Брисбин, Альберт Финни, Трэйси Уолтер) окончательно застолбил за собой место коммерчески успешного режиссера. Эрин Брокович, мать-одиночка с тремя детьми на руках и двумя разводами за плечами, тщетно пытается найти работу. Отсутствие образования с лихвой компенсируют природный ум и напористость. И вот долгожданный шанс: место ассистентки в юридической фирме. Новой сотруднице поручают разбирать бумаги. Читая документы, Эрин натыкается на досье крупной химической корпорации, отходы которой отравляют окружающую среду. Жертвами становятся семьи, живущие в районе зараженных водоемов. Брокович начинает собственное расследование... В 2001 году Джулия Робертс за роль в этом фильме получила «Оскара», «Золотой глобус» и 20 миллионов долларов гонорара. Картина появилась исключительно благодаря ей: кто-то из знакомых рассказал историю о женщине, успешно сразившейся с мегакорпорацией «PG&E». Джулия сразу же загорелась воплотить эту историю на экране. Сценаристке Сюзанне Грант оставалось лишь ее описать. Содерберг решил обойтись без спецэффектов и зрелищных съемок. Они здесь ни к чему — блистательная Джулия Робертс и Альберт Финни превратили социальный сюжет в захватывающее шоу.

После интереснейшего «Тренировочного дня» от режиссера Антуана Фукуа многого ждали. Но, к сожалению, вскоре поставленный им исторический боевик «Король Артур» (СТС, 9 февраля, 21.00. США — Ирландия, 2004. В ролях: Клайв Оуэн, Йоан Граффад, Рэй Уинстоун, Кира Найтли, Тиль Швайгер, Стеллан Скарсгаард) не совсем оправдал надежды. К реальной истории фильм не имеет никакого отношения — это своего рода костюмно-историческая фантазия о легендарной исторической личности — короле Артуре (Клайв Оуэн) и его рыцарях Круглого стола, а также о событиях, имевших место в Британии, ставшей уже бывшей римской провинцией, в эпоху распада Великой Римской империи. По большому счету, уж и не важно, так все происходило в реальности или совсем иначе. Ведь и знаменитый «Спартак», например, тоже в значительной мере представляет собой фантазию о предводителе восставших рабов Спартаке. Зрителю в общем-то на все это наплевать, если ему интересно смотреть. И в том-то и беда, что «Короля Артура» не очень интересно смотреть. С одной стороны, есть все признаки классного исторического блокбастера: шикарные костюмы, эффектные съемки, колоритные персонажи, мастерски поставленные батальные сцены. Но, с другой стороны, действие развивается как-то невнятно, время от времени пробуксовывает, не всегда понятно, что делают персонажи и зачем. Явно не в жанре диалоги — их слишком много для блокбастера. Потому-то картина и провалилась в прокате: при бюджете 120 миллионов долларов собрала всего лишь 37,9 миллиона.

А вот очередная режиссерская работа известного актера Тима Роббинса «Колыбель будет качаться» (ТВ3, 9 февраля 16.00. США, 1999. В ролях: Джон Кьюсак, Сьюзан Сарандон, Ванесса Редгрейв, Джон Туртурро, Хэнк Азария, Эмили Уотсон) вновь стала удачей. По жанру это саркастическая комедия. Нью-Йорк. 1936 год. Америка все еще испытывает на себе холодное дыхание Великой депрессии. Малоизвестный режиссер Орсон Уэллс (через несколько лет его будут почитать как гения) пытается поставить левацкий мюзикл с библейским названием «Колыбель будет качаться» — о том, как профсоюзный лидер влюбился в тюрьме в уличную шлюху... Рабочей сцены в театр устраивается бездомная и голодная Олив Стэнтон, поющая на улицах за пять центов. Она надеется стать актрисой... Мультимиллионер Нельсон Рокфеллер (Джон Кьюсак) приглашает Диего Ривейру — художника-авангардиста и коммуниста в одном лице — расписать стены вестибюля своего нового «Рокфеллер-Центра»... Сьюзан Сарандон в роли эмиссара Муссолини продает картину Леонардо да Винчи миллиардеру-сталелитейщику Грею Мозерсу. На его заводах забастовка, а его жена графиня Ла Гранж (Ванесса Редгрейв), выкрикивая профсоюзные лозунги, идет в толпе демонстрантов... Эти и другие сюжетные линии развиваются параллельно. Действие происходит на фоне оголтелой «охоты на ведьм». Все это снято качественно, со вкусом, несколько отстраненно и с иронией и с явным расчетом на фестивальную публику.

В отличие от Роббинса Луис Мандоки снимал просто развлекательное кино. И преуспел в этом, рассказав в криминальной драме «24 часа» («ТВ Центр», 11 февраля, 0.30. США, 2002) об особой любви — к деньгам. У доктора Дженнигса (Стюарт Таунсенд) и его жены Кэри (Шарлиз Терон) эта любовь взаимна — семья богата и благополучна. Чего не скажешь о супругах Джо (Кевин Бэйкон) и Шерил (Кортни Лав), и потому они... похищают детей с целью выкупа. Очередная их жертва — маленькая Эбби, дочь Дженнигсов. Джо и Шерил и их кузен (Тэйлор Винс) прекрасно все спланировали и провернули. Одного не учли преступники — девочка больна астмой, и без лекарств она может умереть...

Геннадий Белостоцкий

реклама