Новые постановки и кадровые перестановки
26 июня руководство Большого театра провело пресс-конференцию, чтобы перед завершением очередного сезона оповестить общественность о планах сезона предстоящего. Впрочем, оперные планы уже оглашались несколько месяцев назад на гастролях в Петербурге и с тех пор изменений не претерпели.
Первой премьерой (8 октября) должен стать вердиевский «Макбет» на Новой сцене в постановке Эймунтаса Някрошюса (постановку, принадлежащую театрам Флоренции и Палермо, берут в аренду, однако Някрошюс намеревается сделать для Москвы новую редакцию) и под управлением дирижера и композитора Марчелло Панни. Далее нам обещают «Мазепу» П.Чайковского в постановке Роберта Стуруа (основная сцена, 28 января). Впервые в Большом пойдет «Огненный ангел» С.Прокофьева (основная сцена, 22 апреля). Его будут ставить известные москвичам по «Турандот» Франческа Замбелло и Георгий Цыпин. После большого перерыва ставится опера Р.Вагнера «Летучий голландец». Особый интерес привлечет имя ее постановщика, Петера Конвичного, одного из самых знаменитых европейских радикалов. Спектакль готовится совместно с мюнхенской Штаатсопер, и в нем примут участие немецкие певцы.
Достаточно интересны и балетные проекты. В декабре на Новой сцене будет показана новая версия «Ромео и Джульетты» С.Прокофьева в хореографии Раду Поклитару. Особый интерес к этой постановке привлечет имя известного английского режиссера Деклана Доннеллана. Другой балетной премьерой станет Вечер балетов Джорджа Баланчина, включающий «Симфонию до-мажор» Ж.Бизе, «Агона» И.Стравинского, а также Па-де-де Чайковского и Делиба и «Тарантеллу» Готшалка.
В цикле «Камерные вечера в Большом» объявлены выступления признанных звезд вокала Веселины Казаровой, Вальтрауд Майер, Бо Сковхуса, Сергея Лейферкуса, а также восходящей звезды Патрисии Петибон.
Спустя несколько дней стало известно о переменах в руководстве Большого балета. С 1 января 2004 года художественное руководство им будет осуществлять хореограф Алексей Ратманский, в апреле текущего года поставивший на Новой сцене Большого театра балет «Светлый ручей». Нынешний глава балета Борис Акимов передаст бразды правления, которыми владел с 2001 года, в канун Нового, 2004 года. За эти шесть месяцев Алексей Ратманский завершит запланированную постановку в Датском Королевском балете, где работает по контракту, получит российское гражданство, ибо сейчас он является гражданином Украины, переедет в столицу и приступит к выполнению новых ответственных обязанностей. Кандидатура будущего руководителя одобрена Министерством культуры. Ратманский — петербуржец по рождению, москвич по образованию (окончил столичное хореографическое училище), начинал путь танцовщика в труппе Киевского театра, затем был солистом Канадского балета, последние годы работает в Дании. Несколько лет назад на сцене Большого театра он поставил один из первых своих балетов — остроумный спектакль «Каприччио» на музыку И.Стравинского, успешно осуществлял постановки в Мариинском театре и в антрепризе Нины Ананиашвили. Балетные зарисовки, среди которых — «Прелести маньеризма», «Сны о Японии», «Поцелуй феи», «Поэма экстаза», «Средний дуэт», — закрепили за Ратманским славу талантливого молодого хореографа, автора оригинальных современных спектаклей. 34-летний Алексей Ратманский — представитель поколения, которое активно ведет репертуар Большого. Ему известны солисты и артисты балета первой сцены страны и по постановкам в России, и по совместной учебе. Заведующим балетной труппой станет одноклассник Ратманского — солист Большого театра Геннадий Янин.
Конечно, приглашение в Большой одного из наиболее одаренных представителей новой хореографии можно только приветствовать. Непонятно только, почему о переменах в руководстве труппой ничего не было сказано на пресс-конференции. Более того, Борис Акимов, которого уже предупредили о грядущей отставке, вынужден был озвучивать балетные планы театра. В результате под сомнением оказалась и стабильность нынешнего руководства театра в целом, которую так старательно демонстрировали на пресс-конференции (слухи о грядущих переменах упорно циркулируют уже не первый месяц). Кто возьмется утверждать, что подобная же участь не постигнет в ближайшее время и других руководителей театра, так же, как и Б.Акимов, говоривших о далеко идущих планах?
Впрочем, престижные гастроли Большого балета в Парижской опере предстоит провести нынешнему руководителю. Ему же открывать сезон в сентябре.
Елена Федоренко, Максим Дмитриев