Пятый фестиваль ранней музыки в Санкт-Петербурге
Хорошо известный всем любителям старинной музыки питерский фестиваль в нынешнем году приготовил своим почитателям множество сюрпризов. Прежде всего он сменил имя и называется теперь Международный фестиваль EARLYMUSIC. Решительным отмежеванием от ставших для нас привычными определений «старинная музыка» или «аутентичное исполнительство» художественный руководитель фестиваля Андрей Решетин и директор Марк де Мони хотели подчеркнуть принципиальную независимость своего детища от любых исполнительских стереотипов. И действительно, пересаженное в культурную почву самого интеллектуального и некогда самого светского из российских городов, сугубо европейское направление не только не потеряло своей изысканной привлекательности, но и обрело новые импульсы к развитию и обновлению, став для многих не просто исполнительской традицией, но и философией жизни.
Русифицированное название фестиваля подразумевает более широкий смысловой спектр по сравнению со своим английским прототипом EARLYMUSIC. Это не только выбор репертуара и инструментария заданного исторического периода — от средневековья до классики, — но и определенные принципы его подачи. Частично соприкасаясь с понятием «аутентичное исполнительство», проповедуя точное следование изложенным в трактатах заповедям старых мастеров, фестиваль заранее отрекается от всяческой музейной осторожности, убивающей живое переживание на сцене и в зале. Образцовой средой ее существования объявляется забытая нами эстетизированная повседневность, девиз которой — «чувственное наслаждение, роскошь и вкус».
Основные критерии выбора исполнителей — высочайший профессионализм плюс индивидуальность и выраженная способность к «электризации» слушателя. Музыка как наслаждение и роскошь внешняя, рождающая, по словам Андрея Решетина, «роскошь внутреннюю», — вот подлинная цель нового направления.
Новая концепция фестиваля подразумевает его существование не только в качестве культурно-светского мероприятия, но и в качестве крупного просветительского и образовательного центра. Для обучения молодых музыкантов, решивших посвятить себя исполнению ранней музыки, создана «АХL — Академия» (названная так в честь художника и философа Бориса Аксельрода), действующая как система мастер-классов и лекций, которые регулярно будут проводиться ведущими европейскими и российскими музыкантами. Со следующего года в рамках совместных проектов с фестивалями в Утрехте и Элдборо планируются постановки оперных спектаклей с участием молодых российских исполнителей — студентов академии. Уже сейчас в рамках образовательного проекта АХL создан первый в России барочный оркестр, именующийся «Оркестром Екатерины Великой».
Что же касается программы нынешнего фестиваля, то она, как всегда, была неожиданной по содержанию, экстравагантной по воплощению и звездной по составу исполнителей. Фрайбургский барочный оркестр и сопрано Клерон Мафэдден, патриарх жанра Густав Леонхард, изысканнейший контратенор Жерар Лен, Лондонское фортепианное трио — вот далеко не полный перечень европейских звезд, посетивших Петербург в этом году. Но, пожалуй, самым ярким событием фестиваля стал концерт «Геспериона ХХI» под руководством легендарного гамбиста Жорди Саваля.
Испанские фолии и пассакальи позднего ренессанса и раннего и центрального барокко, пронизанные терпкими гармониями народной музыки, то ошеломляли суровой красотой с щемящим послевкусием неизбывной древней печали, то захватывали в круговорот беснующегося ритма, вовлекали в дерзкую игру, затеянную экзотическими инструментами — виолой да гамба, барочной гитарой, арфой triple, кастаньетами и перкуссией. Великолепное сопрано солистки Монсеррат Фигейрас поражало тончайшими градациями тембровых оттенков и эмоциональной точностью и образной осмысленностью фразировочного рисунка.
Знаменитый ансамбль всерьез рисковал так и не закончить выступление, потому что восторженные слушатели стоя аплодировали музыкантам в течение получаса. И кажется символичным, что последним сыгранным на бис произведением на этом концерте стала мировая премьера рождественской пасторали Арво Пярта. В точке начала исчисления времени нашей культуры сомкнулось старое и новое, и сочинение нашего современника, исполненное на русском языке европейскими музыкантами, играющими на старинных инструментах, оказалось естественным продолжением ранней музыки, потому что старое и новое — по сути лишь разные диалекты в языке вечности.
Ольга Филиппова