Шуберт. Месса No. 6

Messe No. 6 (Es-dur), D. 950

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

Франц Шуберт / Franz Schubert

Шуберт является автором 6 месс, которые он писал как в ранний период (1814—1816), так и в 1820-е годы. Шестая месса сочинялась в июне 1828-го, менее чем за полгода до смерти. В это время появляются самые трагические сочинения Шуберта — вокальный цикл «Зимний путь», 6 песен на стихи Гейне, которые вскоре после смерти композитора были изданы вместе с другими в сборнике «Лебединая песня». Однако Шестая месса резко отличается от них по настроению: в ней царят свет, радость, торжествуют мажорные образы. Последняя месса перекликается с написанными в те же годы последними симфонией и квинтетом, двумя последними фортепианными сонатами. Ее исполнение состоялось 4 октября 1829 года в Вене, в церкви Святой Троицы.

Музыка

Шестая месса — масштабное сочинение со значительно более крупными формами, нежели в предшествующих мессах Шуберта, с широким использованием полифонических приемов развития, что традиционно присуще этому жанру. Однако и здесь достаточно много типично шубертовского, романтического. Показателен в этом отношении подход к тексту латинского богослужения: как и в песнях, композитор прибегает к многочисленным повторам.

Нередки сопоставления частей традиционных и романтических. Так, за первой, Kyrie eleison (Господи помилуй) с песенной мелодикой в трехчастной форме, следует Gloria (Слава) — величавая, с фугированным заключительным разделом. Сходен внутренний контраст и в масштабной 3-й части, Credo (Верую). Лирическому светлому терцету солистов, повествующему о вочеловечении Христа (Et incarnatus), противостоит зловещий хор в ритме траурного марша, рисующий распятие (Crucifixus), а для воскресения (Et resurrexit) композитор использует повторение начальной темы Credo. В лирической 5-й части, Benedictus (Благословен), тема то варьируется как в песне, то развивается канонически как в полифонических формах. А единственный мрачный, драматический эпизод — начало 6-й части, Agnus Dei (Агнец Божий) — прямо перекликается с музыкой барокко: угловатая тема фугато графически напоминает крест, что так характерно для Баха.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Франц Шуберт

Год создания

1828

Дата премьеры

04.10.1829

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Австрия

просмотры: 6112
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть