Шуберт. «Лебединая песня»

Schwanengesang, D. 957

Композитор
Год создания
1828
Дата премьеры
30.01.1829
Жанр
Страна
Австрия
Шуберт. «Лебединая песня»

История создания

Последний год жизни Шуберта был богат творческими событиями — свидетельствами его крепнущего признания. 14 января 1828 года вышла в свет первая часть (10 песен) только что законченного вокального цикла «Зимний путь». 26 марта, также в Вене, состоялся первый авторский концерт Шуберта, и его музыка была принята публикой восторженно. Тогда же (по одним сведениям в январе-феврале, по другим — в августе-октябре) композитор написал 6 песен на стихи Гейне. Вероятно, в августе возникли 7 песен на стихи Рельштаба, а в октябре, за месяц до смерти — «Голубиная почта» на стихи Зейдля. Шуберт не предполагал объединить их в цикл, подобный «Прекрасной мельничихе» или «Зимнему пути». Известно лишь, что он собирался издать вместе гейневские песни.

После его смерти в конце того же 1828 года венский издатель Тобиас Хаслингер купил у брата Шуберта рукопись его песен на стихи Рельштаба, объединил их с гейневскими, добавил песню на стихи Зейдля и дал этому сборнику название «Лебединая песня» — в соответствии с легендой, гласящей, что лебедь поет свою песню перед смертью.

3 автора поэтических текстов этого сборника несравнимы по уровню и масштабу таланта. Иоганн Габриель Зейдль (1804—1875) — третьестепенный австрийский поэт и археолог — не раз привлекал Шуберта: на его тексты композитором написаны 11 песен и 4 вокальных квартета. Людвиг Рельштаб (1799—1860), немецкий поэт и музыкальный критик, пользовался в свое время популярностью. У Шуберта 10 песен на его стихи, причем, по воспоминаниям поэта, он отдал свою рукопись Бетховену, а тот, в свою очередь, передал наиболее понравившиеся стихотворения Шуберту. Вошедшие в «Лебединую песню» 7 стихотворений весьма различны по содержанию и никак не связаны друг с другом. Они чередуются по принципу контраста, причем первое («Вестник любви») и последнее («Прощание») светлы и беззаботны. Генрих Гейне (1797—1856) — крупнейший из немецких поэтов-романтиков, известность которого при жизни Шуберта еще только начиналась. С 1821 года он занялся систематической литературной деятельностью, плодом которой стала «Книга песен», создававшаяся на протяжении 10 лет. Она состоит из 5 сборников, в том числе «Опять на родине» (1823—1824), куда входят 88 стихотворений, не имеющих заголовков. Шуберт взял 6, дал им названия и расположил по-своему. В центре помещено единственное ничем не омраченное, наивное и бесхитростное — «Рыбачка» (у Гейне №8). Все остальные объединены трагическим мироощущением, более сгущенным даже по сравнению с «Зимним путем»: в начале — «Атлант» (у Гейне №24) и «Ее портрет» (№23), в конце — «Город» (№16), «У моря» (№14) и «Двойник» (№20).

Первыми из «Лебединой песни» стали известны последняя из песен, написанных Шубертом, — «Голубиная почта» на стихи Зейдля, а также «Приют» на стихи Рельштаба. Они прозвучали спустя два с небольшим месяца после смерти композитора, 30 января 1829 года в Обществе любителей музыки в Вене. Это был благотворительный концерт, половина сбора с которого предназначалась для сооружения памятника на могиле Шуберта. Установленный полтора года спустя, «надгробный памятник прост — так прост, как его песни», писала венская газета.

Музыка

Составляющие «Лебединую песню» 14 номеров совершенно различны по стилю. Песни на стихи Рельштаба и Зейдля по своим выразительным средствам напоминают «Прекрасную мельничиху», особенно обрамляющие сборник — светлые, беззаботные, с простой вокальной мелодией и звукоизобразительным фортепианным сопровождением. Песни, вдохновленные поэзией Гейне, резко отличаются от всех, созданных Шубертом. Они открывают не только новый этап в его творчестве, но и новые пути в развитии романтической песни вообще. Их точнее было бы назвать монологами: вместо широкой распевной мелодии — музыкальная декламация, чутко передающая все нюансы стиха. Скупое фортепианное сопровождение лишено изобразительности, повторяющиеся мерные аккорды вызывают ассоциации с траурным маршем или пассакальей, а диссонирующие застывшие гармонии усиливают трагический колорит.

«Серенада» на стихи Рельштаба — самое популярное сочинение Шуберта, своего рода эмблема его творчества. Красивая, певучая, сразу запоминающаяся мелодия, гитарное сопровождение, простая форма с обилием повторов имеют бытовые истоки, но отмечены тонкой одухотворенностью. Наиболее драматичная из песен на стихи Рельштаба — мрачный «Приют»; смена образов порождает оригинальную широкомасштабную форму. Трагичны гейневские песни: «Атлант» — образ скованной силы, безмерного, но лишенного бурных проявлений страдания; «Город», словно застывший в своей безысходности, без луча надежды; «Двойник», начинающийся как суровое повествование и завершающийся взрывом безудержного отчаяния.

А. Кенигсберг


Франц Шуберт / Franz Schubert

Трагические образы и новые музыкальные приемы «Зимнего пути» достигли еще большей выразительности в пяти песнях на тексты Гейне, сочиненных Шубертом в год смерти: «Атлас», «Ее портрет», «Город», «У моря» и «Двойник». Они вошли в посмерт­ный сборник «Лебединая песнь» (В сборник «Лебединая песнь» входят семь песен на тексты Рельштаба, одна — на текст Зейдля, шесть — на текст Гейне.).

Как и в «Зимнем пути», в гейневских романсах тема страдания приобретает смысл общечеловеческой трагедии. Философское обобщение дано в «Атласе», где образ мифологического героя, обреченного нести на себе земной шар, становится олицетворением горестной судьбы человечества. В этих песнях Шуберт обнаруживает неисчерпаемую силу воображения. Особенна драматическая острота достигается посредством неожиданных и далеких модуляций. Проявляется декламационность, связанная с тонким претворением поэтических интонаций. Мотивное варьирование подчеркивает цельность и лаконизм мелодии.

Замечательный образец преломления гейневской лирики у Шуберта – песня «Двойник». Предельно насыщенная декламационная мелодия варьирует в каждой стихотворной строке, передавая все нюансы трагического настроения. Куплетность, лежащая в основе формы «Двойника», затушевывается отчасти благодаря декламационным приемам, но главным образом вследствие свое­образия сопровождения. Краткий, скованный и мрачный мотив фортепианной партии по принципу «остинатного баса» проходит через всю музыкальную ткань романса:

По мере того как в тексте нарастает душевное смятение, в со­провождении преодолевается, нарушается неизменная повторность и завершенность басовой фигуры. А самый драматичный момент, выражающий беспредельные страдания, передается цепью неожи­данных смелых модулирующих аккордов. Совпадая с интонациями возгласа в мелодии, они создают впечатление почти бредового ужаса. Эта музыкальная кульминация приходится на точку золо­того сечения:

Но не во всех песнях последних лет Шуберт воплощал трагиче­ские образы. Уравновешенность натуры, оптимизм и жизненная сила, так тесно сближавшие композитора с народом, не покидали его и в самые мрачные периоды. Наряду с трагическими романса­ми на стихи Гейне Шуберт создал в последний год жизни ряд сво­их наиболее светлых, жизнерадостных песен. Сборник «Лебединая песнь» начинается песней «Посол любви», в которой оживают ра­дужные весенние образы «Прекрасной мельничихи»:

В этот сборник входят и знаменитая «Серенада» Л. Рельштаба и полные юношеской свежести и непринужденного веселья «Рыбачка» Гейне и «Голубиная почта» И. Г. Зейдля.

В. Конен

реклама

вам может быть интересно

Эжен Изаи. Соната для скрипки соло No. 1 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама