Опера Мейтуса «Молодая гвардия»

Молода гвардiя

Опера в 4 действиях, 7 картинах; либретто по мотивам одноименного романа А. Фадеева нанесено А. Малышко (русский перевод М. Исаковского).
Первое представление состоялось 7 ноября 1947 года в Киеве.
В Москве впервые показана в августе 1950 года.

Действующие лица:

  • Олег Кошевой, баритон или тенор
  • Уля Громова, меццо-сопрано
  • Люба Шевцова, сопрано
  • Сергей Тюленин, тенор
  • Ваня Земнухов, баритон
  • Клава Ковалева, сопрано
  • Валя Борц, меццо-сопрано
  • Жора Арутюнянц, тенор
  • Евгений Стахович, баритон
  • Андрей Валько, директор шахты, бас
  • Иван Федорович Проценко, руководитель партизанского отряда, баритон
  • Елена Николаевна Кошевая, мать Олега, сопрано
  • Вера Васильевна, бабушка Олега, меццо-сопрано
  • Шевцов, шахтер, отец Любы, баритон
  • Каюткин, боец, тенор
  • Игнат Фомин, полицай, тенор
  • Брюкнер, гестаповец, баритон
  • Полковник Штоббе, баритон
  • Унтер-офицер, бас
  • Денщик генерала, бас

Первое действие

С горечью покидают жители шахтерского города Краснодона родные дома и шахты: гитлеровцы, использовав отсутствие второго фронта, создали перевес сил и техники на юго-западе нашей страны и подступают к Краснодону. На переправе, у последнего уцелевшего моста, собрались советские люди. Среди уходящих из города — Олег Кошевой. Он эвакуируется, чтобы вступить в ряды Советской Армии. Его провожает мать — Елена Николаевна, мужественная советская женщина-патриотка. Здесь же и комсомолка Ульяна Громова с подругами.

Вражеские бомбы разрушают мост — последний путь к эвакуации отрезан. Не успевшие переправиться на другой берег вынуждены возвратиться в город. Коммунисты — партийный работник Проценко и директор одной из краснодонских шахт Валько — прощаются друг с другом. Проценко уходит в партизаны, чтобы возглавить народное патриотическое движение, Валько остается на подпольной работе в Краснодоне. Неиссякаемая вера в близкое освобождение, в могучую силу народа звучит в речах-призывах коммунистов к советским людям.

Не успел эвакуироваться и комсомолец Олег Кошевой. Он также готовится уйти в подполье, чтобы бороться с ненавистными фашистскими захватчиками.

Второе действие

Первая картина. Дом Кошевых занят гитлеровцами. Семья Олега — он, мать и бабушка — вынуждены ютиться в сарае. Храбрый юноша уже создал в городе боевую подпольную комсомольскую организацию «Молодая гвардия». Важные вопросы обсуждаются на заседании ее штаба. Олег, получающий конкретные задания от руководителя партийного подполья Валько, приступает к организации побега коммунистов, арестованных фашистами. Принимается решение о поджоге немецкой биржи труда, где находятся списки юношей и девушек, обреченных на отправку в фашистскую Германию. Неожиданно появляется один из молодогвардейцев — член штаба Сергей Тюленин. Он сообщает, что среди жителей города нашелся гнусный предатель — Игнат Фомин. Изменник выдал шахтеров-коммунистов, и гитлеровцы живыми закопали их в землю.

Скорбью и гневом полны речи молодогвардейцев. Комсомольцы произносят торжественную клятву — беспощадно мстить врагам и до конца своих дней быть преданными матери-Родине и великой партии Ленина-Сталина.

Вторая картина. В оккупированном гитлеровцами Краснодоне то и дело появляются листовки, распространяемые неуловимыми и бесстрашными патриотами. Одна из листовок молодогвардейцев наклеена у фашистской биржи труда. Многочисленная толпа с волнением и радостью повторяет правдивые слова листовки, опровергающие фашистскую ложь о мнимых поражениях Советской Армии. Предатель Игнат Фомин, поступивший на службу в полицию, тщетно пытается разогнать народ. Площадь на минуту пустеет лишь тогда, когда вдаль уходит колонна несчастных девушек, угоняемых на каторгу в Германию. Народ устремляется вслед за колонной. На опустевшей площади, возле биржи труда, руководитель партийного подполья Валько встречается с молодогвардейцами Кошевым, Громовой, Шевцовой, Тюлениным и другими. Передавая комсомольцам очередные боевые задания, Валько сообщает, что член штаба Стахович не заслуживает доверия: в партизанском отряде в опасную минуту он проявил малодушие.

Настал час. назначенный штабом для важного боевого дела, — поджога биржи труда. Ульяна Громова провожает друзей, уходящих на подвиг. Девушку едва не выследил предатель Фомин. Подоспевшие комсомольцы связывают изменника и уводят, чтобы совершить над ним приговор Родины.

Огненное зарево заливает ночное небо. Слышится звон набатного колокола. Объята пламенем гитлеровская биржа труда. Сбежавшиеся жители Краснодона еще раз убеждаются в том, что не дремлют советские патриоты — горит земля под ногами фашистских захватчиков.

Третье действие

В предпраздничный вечер шестого ноября молодогвардейцы собрались на квартире у Кошевых, чтобы встретить годовщину Великого Октября. Веселые народные танцы сменяются патриотическими тостами. Из глубоко запрятанного радиоприемника доносится голос родной Москвы, слова великого Сталина, вселяющие перу в близкое освобождение от фашистского ига. В оккупированном Краснодоне праздник отмечен новыми славными делами молодогвардейцев: над городом реют красные знамена. Их втайне от немцев вывесили Любовь Шевцова и Сергей Тюленин.

Стремительно входит связная Клава Ковалева и сообщает тревожную весть: фашисты напали на след подпольной организации и арестовали нескольких молодогвардейцев. Среди них и Евгений Стахович.

Четвертое действие

Первая картина. Не напрасно коммунист Валько предупреждал комсомольцев о неустойчивости Стаховича. Когда настала решительная минута, Стахович не выдержал допроса, оказался малодушным трусом и выдал товарищей.

В гитлеровском застенке допрашивают Андрея Валько. Героически стойко держится несгибаемый коммунист. Ничего не удалось узнать врагам и у Вани Земнухова, несмотря на нечеловеческие пытки. Проклятиями отвечает на вопросы фашиста-палача и измученная пытками Ульяна Громова.

Вторая картина. Тесной, дружной группой держатся арестованные молодогвардейцы в тюремной камере. Их не страшат ни новые пытки, ни угроза казни. В полуобморочном состоянии приносят с допроса Ульяну Громову, но ни одной жалобы не срывается с ее уст. Бесстрашно уходит на казнь Андрей Валько. В последнюю минуту он обращается к молодым друзьям с пламенными словами, полными веры в близкую победу над врагом.

Могучий порыв охватывает героев-молодогвардейцев. Под сводами тюрьмы разносится боевая песня комсомольцев: «Взвейтеся, взвивайтеся гордо, непреклонно молодогвардейские красные знамена». Тщетно пытается фашистская стража ударами плетей и прикладов заставить узников замолчать. Песня растет, ширится.

К стенам тюрьмы со всех сторон сбегается народ. Советские люди подхватывают песню комсомольцев. И как отклик далекого друга, прорываются сквозь песню могучие залпы орудий наступающей Советской Армии. — Слышишь, Гитлер, идет твоя смерть! Наши голос подают, — в упоении кричит Люба Шевцова. А грозная песня молодогвардейцев не умолкает, и все больше советских людей слушают ее у стен тюрьмы.

Третья картина. С высоко поднятой головой встречают свой последний час отважные молодогвардейцы. У взорванной шахты, где будут они казнены, немецкий офицер в последний раз пытается вырвать признание у полуживого Олега Кошевого. Юноша не произносит ни слова. Издали слышится песня «Замучен тяжелой неволей». С любимой песней Ильича героические юноши и девушки идут на смерть. Последние слова прощания, последний привет Родине, великому Сталину. Короткий залп. На небе, как флаг родной страны, загорается алая заря. Имена героев-молодогвардейцев будет навеки хранить в своей памяти советский народ-победитель.


История создания

В 1945 году вышел в свет роман А. Фадеева «Молодая гвардия», запечатлевший бессмертный подвиг героев — комсомольцев Краснодона. Книга сразу же привлекла к себе внимание общественности, стала широко популярной. Появились многочисленные инсценировки, кинофильм. Тогда же у Мейтуса возникла идея оперы на сюжет «Молодой гвардии». Композитор не ограничился внимательным изучением романа. Он посещал Краснодон, беседовал с членами подпольной организации, знакомился с документами, освещающими ее боевую деятельность. Непосредственные впечатления сыграли большую роль в процессе работы над оперой. Разнообразие действия, богатство драматических, лирических, бытовых эпизодов романа делало его благодарной основой для оперы. Вместе с тем его переработка в оперное либретто была связана с большими трудностями. Композитор и его либреттист поэт А. Малышко должны были свести действие романа, состоящего из 65 глав, содержащего огромное количество действующих лиц и событий, в один спектакль, сохранив самое существенное, сконцентрировав главные узловые моменты. Естественно, авторам пришлось многим пожертвовать. В результате компактный оперный сценарий сохранил и сюжетную и идейную основу фадеевской эпопеи.

Первое исполнение оперы состоялось в киевском Театре оперы и балета имени Т. Шевченко 7 ноября 1947 года. Впоследствии, в связи с появлением новой редакции романа А. Фадеева, авторы подвергли оперу некоторой переработке, шире показав роль партии в руководстве борьбой молодежного подполья. Окончательная редакция оперы сложилась в процессе ее постановки в донецком и в ленинградском Малом оперном театрах в 1950 году. В этом новом варианте «Молодая гвардия» Мейтуса получила широкое признание как одна из лучших опер о Великой Отечественной войне.

Музыка

Опера «Молодая гвардия» пронизана высокой патриотической идеей, гордой верой в грядущую победу. Это придает произведению, несмотря на трагизм описываемых событий, оптимистическое звучание. Композитор стремился нарисовать коллективный портрет молодогвардейцев, выразить их мужество, стойкость, верность, лишь беглыми штрихами наметив индивидуальные характеры главных персонажей — твердость и рассудительность Олега, порывистость Тюленина, возвышенность души Ули, двойной облик Любы-героини и «Любки-артистки». Борьба молодогвардейцев в опере неотделима от суровых картин жизни народа в годину войны, и потому наряду с сольными и ансамблевыми сценами большое место здесь уделено массовым, хоровым эпизодам. Композитор щедро насытил произведение русской и украинской песенностью, придал музыке мелодическую ясность, простоту и выразительность.

Увертюра начинается грозной темой военных испытаний; за ней следуют нежно-лирические мелодии и героическая маршевая тема песни комсомольцев.

Первый акт — широкая экспозиция оперы. Начало его овеяно покоем. В прозрачной мечтательной музыке хора девушек слились и настроение предвечерней тишины и впечатления от раскинувшихся степных просторов. Ария Ули «Люблю я степи летнею порой» раскрывает многогранный образ девушки; в ее привольной мелодии, постепенно наполняющейся драматизмом и решимостью, звучит любовь к родному краю, тревога за его судьбу. Встревоженным хоровым репликам народа отвечают полные уверенности речитативы Валько. Квартет Проценко, Валько, Шевцова и Любы полон горячего взволнованного чувства. За ним следует ряд разнохарактерных кратких сцен, знакомящих с участниками предстоящих событий: нежно-светлая лирическая сцена Вани и Клавы, оттеняемая суровой солдатской песней «От огня и от пыли жестокой», тоскливая песня матери Олега «О Дон мой тихий», возбужденный рассказ Сергея Тюленина. Заключительные сцены пронизаны нарастающим драматизмом. Завершается акт гротескно-зловещим маршем приближающихся фашистов.

Второй акт углубляет образы молодогвардейцев. В дуэте Кошевого и Тюленина сопоставлены два характера: спокойный, волевой и порывистый, горячий. Не лишена сентиментальности лирическая ария Олега «Что бы я ни делал» (обращение к матери). Нежные, глубокие чувства раскрыты в дуэте Олега и Ули, где звучит знакомая по увертюре лирическая тема. Кульминация картины — клятва молодогвардейцев; мужественная мелодия октета, поочередно проходящая у участников, постепенно мужает, достигает героического звучания.

Во второй картине преобладают хоровые сцены, возрастает изобразительная роль оркестра, живописующего осеннюю непогоду, бушующее пламя пожара. Взволнованный хор народа, узнавшего из листовки о победах советских войск, сменяется доносящимся издалека тоскливым напевом народной песни «Прощай, Украина родная» — ее поют девушки, угоняемые в Германию. Чувством уверенности проникнут заключительный хор и ансамбль.

Третий акт — светлая пауза в драматическом повествовании. Сцена вечеринки с песнями и плясками вносит в оперу оттенок юной жизнерадостности. В начале картины — задумчивая ария Елены Николаевны «Придет он скоро». Затем лирический дуэт Олега и Ули и энергичная, близкая к маршу ария Олега. Начало веселью кладет застольная песня Бабушки «Ой, чарочка, чарочка, гей!» За ней следуют озорные частушки Любки «Дивчина моя». Уля запевает широкую песню «Пролегла дороженька». Сцену вечеринки дополняют украинский и русский танцы. Последние страницы акта овеяны тревогой.

В четвертом акте три картины. Сцена допроса Вани Земнухова — напряженный вокально-симфонический эпизод, основанный на теме клятвы молодогвардейцев; проникновенно, светло звучит эта тема в сцене допроса Ули. Вторая картина лишена внешнего движения, но насыщена внутренним, психологическим действием. Молодогвардейцы оглядывают пройденный ими короткий путь. Мысли комсомольцев раскрывает песня Любы. Простая, безыскусственная, она трогает глубоко затаенной печалью. Боевая песня комсомольцев проникнута несокрушимым мужеством.

Казнь молодогвардейцев (третья картина) нарисована скупыми штрихами. Горячим чувством любви к Родине овеяна предсмертная ария Олега: «Родимый край! Пора настала». Трагизм ситуации подчеркивает включение старого революционного напева «Замучен тяжелой неволей».

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Юлий Мейтус

Дата премьеры

07.11.1947

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 5537
добавлено: 29.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть