Бетховен. Соната для фортепиано No. 9

Piano Sonata No. 9 (E-dur), Op. 14, No. 1

Две сонаты Op. 14

Эти сонаты (E-dur и G-dur), посвященные баронессе Браун, были опубликованы (как и патетическая соната) в 1799 году. Однако написаны они, невидимому, ранее (соната E-dur, быть может, еще в 1795 году — к этому времени относятся ее эскизы). Поэтому есть основания рассматривать их вне опыта патетической сонаты, но в связи с более ранними сонатами.

Согласно свидетельству Шиндлера, Бетховен, вспоминая в 1823 году прошлое, сочувственно отметил, что слушатели сонат ор. 14 находили в них (и особенно в сонате ор. 14 № 2) «борьбу двух начал», «просящего и противящегося», «диалог между мужчиной и женщиной или влюбленным и возлюбленной». Подобное толкование возмущало многих бетховенистов, но оно, в сущности, очень ценно, так как с новой стороны характеризует постоянно занимавшую Бетховена проблему контрастности интонаций в художественном образе. Обе сонаты ор. 14 действительно легко допускают трактовку их в лирико-бытовом плане, далеком от гражданских веяний пятой или восьмой сонат.


Соната Op. 14 No. 1

Бетховен в 1803 году

Эту сонату принято считать мало значительной. Но у нее есть свои достоинства и свои неповторимые ценные черты.

Первая часть (Allegro, E-dur) обращает внимание своим весьма спокойным характером. Сдержанность ее движения предопределяет и дальнейшие соотношения целого, позволяет обойтись без медленной части, т. е. без Adagio.

Ленц уподобил начальную фразу Allegro весеннему жаворонку, стремящемуся в небо. Он видел в этой части образ первого прекрасного дня после суровой зимы.

Со вступительных тактов Allegro перед нами уравновешенность сдержанного задушевного разговора. В развитии двенадцатитакта (тт. 1—12) Бетховен достигает замечательной плавности и текучести.

Несмотря на господствующее спокойствие, мы находим достаточно многочисленные оттенки эмоций. Например, в тт. 16—21 появляются интонации настойчивости и решительности. В фугированном эпизоде (т. 22 и д.) интонации не лишены суховатой рассудительности, но она вскоре сменяется (т. 39 и д.) ласковой просьбой. А в конце экспозиции — волевые акценты шестнадцатых баса и любопытное предварение оборотов Шумана

(сравни, например, первую часть фортепианного концерта Шумана).

Замечательно расцветание лирического восторга в разработке. В этих певучих, мягко акцентированных на опорных точках октавах, сопровождаемых журчащими волнами арпеджий, в этих осветлениях и омрачениях гармоний, во всем этом образе трепетно переменчивой эмоции так много вдохновенных предвестников романтической лирики XIX века.

Реприза повторяет эмоциональные перипетии экспозиции. В затихающей коде — мирное равновесие чувства и, опять-таки, слияние души с внешним миром, гармония субъективного и объективного. Колоритен, своеобразен диссонанс II низкой (неаполитанской) ступени:

как раз достаточный для того, чтобы умиротворенность не превратилась в однотонную идиллию.

Вторая часть (Allegretto, e-moll) играет роль, сходную с ролью Allegretto из шестой сонаты. По свидетельству Шиндлера, Бетховен был склонен играть эту часть как Allegro furioso. Такая трактовка, очевидно, подчеркивала контраст с безмятежностью первой части.

А. Рубинштейн назвал Allegretto «мрачным». Вместе с тем, оно полно энергии. Это типичная динамическая трехдольность Бетховена — с чеканными акцентами и сильными импульсами. Удивительно правдиво передан ход развития эмоции. Страсть накипает в душе, пытается сдержаться и, наконец, находит выход в волевом утверждении мажора.

Но и в этой части имеется контраст — в виде светло звучащей музыки трио с его фольклорными оборотами. В коде Allegretto очень меткая психологическая деталь: вернулась мирная тема трио, но каданс все же минорен и не дает полного успокоения — тревога затаилась в глубине сердца, превратилась в грусть.

Кстати сказать, А. Рубинштейн обратил внимание на мелкую, но характерную особенность в конце первой части Allegretto. Неосуществимо требование Бетховена сделать crescendo на выдержанной ноте фортепиано:

Оркестровая фантазия тут перешагнула границы фортепианных возможностей, и композитор забыл о них.

Финал девятой сонаты (Rondo, Allegro commodo, E-dur) Ленц полагал неинтересным. С ним согласны и другие исследователи, например, Нагель, считающий, что в этом рондо нельзя угадать Бетховена.

Действительно, данное рондо уступает в богатстве и разнообразии эмоций многим другим финалам фортепианных сонат Бетховена. Но следует думать, что Бетховен совершенно намеренно придал музыке рондо именно такой, лишенный углубленности характер. Как всегда Бетховен заботился не только о достоинствах каждой отдельной части, но и, прежде всего, об органичности целого.

В данном плане, финал хорошо замыкает девятую сонату. Сердечности первой части и тревожной страстности второй он противопоставляет игривость переменчивых, легких переживаний.

Нельзя не заметить, что этот финал в некоторых чертах своих сходен с первой частью (так, например, аналогичны по характеру подход ко второй теме, соотношение первой и второй тем). Но все, бывшее в первой части лирически проникновенным или рассудительным, становится здесь беззаботным, как бы скользящим по поверхности вещей. Даже в средней части рондо с ее быстрым бегом временно омрачаемых минорами (a-moll, h-moll, e-moll) триолей нет столь типичной для Бетховена страстной энергии; это лишь отдача себя во власть эмоциональной живости и подвижности.

Все в совокупности — конечно замысел. В простой радости жизни молодой Бетховен еще пытается искать выход из терзающих его душу глубоких и сложных моральных проблем.

Заметим, что и форма финала девятой сонаты делает его естественной частью сонатного целого. Ясность структуры, лаконизм, моторность — позволяют этому финалу четко замкнуть сонату, которую, несмотря на сравнительно скромные масштабы образного содержания, следует признать творчески плодотворной, таящей в себе симптомы важных исканий композитора.

Ю. А. Кремлев
Фортепианные сонаты Бетховена →

Все нотные цитаты даны по изданию: Бетховен. Сонаты для фортепиано. М., Музгиз, 1946 (редакция Ф. Лямонда), в двух томах. Нумерация тактов дается также по этому изданию.


Запись в mp3:

Артур Шнабель
Записано 25.III.1932

I часть — Allegro
II часть — Allegretto
III часть — Rondo (Allegro comodo)

реклама

вам может быть интересно

Штраус. «Дон Жуан» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Людвиг ван Бетховен

Год создания

1799

Жанр

фортепианные

Страна

Германия

просмотры: 17991
добавлено: 01.08.2013



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть