Бах. Скрипичное творчество

Werke für Violine

Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

По сравнению с огромным размахом органного и клавирного творчества, другие инструментальные жанры Баха могут показаться скудными. Художественное же их значение огромно: прошли столетия, а они более чем когда-либо раньше в центре концертного репертуара; некоторые из них, например, виолончельные сюиты, лишь в XX веке нашли исполнителей, в полной мере раскрывших их красоты (Пабло Казальс, Мстислав Ростропович).

Известно, что сам Бах в ранней юности начинал концертную деятельность в качестве скрипача. Еще в 1703 году он играл в Веймаре, а переехав туда надолго с 1708, занимал некоторое время должность скрипача в герцогской капелле. В Кётене и Лейпциге он проявлял особенный интерес к альту, чтобы, как говорит Альбер Швейцер, «находиться в самом центре струнных». В начале зрелого периода в Веймаре написаны были клавирные транскрипции скрипичных концертов Вивальди, Бенедетто Марчелло и фуги на темы Корелли, Легренци, Альбинони. Последние переложения собственных скрипичных концертов сделаны в Лейпциге, последние оригинальные произведения для скрипки — канон и Трио-соната c-moll созданы за три года до смерти — они вошли в «Музыкальное приношение».

О той выразительно-поэтической роли, какую смычковые и, в частности, их концертирующие soli играют в кантатах, ораториях, мессе, уже говорилось не раз. Наконец, в Кётене около 1720 Бах написал скрипичные партиты, сонаты и концерты, составившие кульминацию в этой области творчества. Таким образом, интерес к скрипке не угасал никогда. Сами же произведения, их стиль, фактура, техника свидетельствуют не только о глубоком знании инструмента, драгоценных традиций его профессиональной и народной, в частности, немецкой, культуры, но, как это было и с клавиром, — о мудром провидении его дальнейшей эволюции.

Эта широта жанровых связей скрипичного творчества эстетически закономерна. Музыкальная натура Баха была слишком лиричной, чтобы не испытать артистического влечения к скрипке. «Драгоценная способность к связному последованию звуков и вибрации зажатых струн, — справедливо замечает Н. А. Римский-Корсаков в «Основах оркестровки», — делает смычковую группу представительницей певучести и выразительности по преимуществу перед остальными оркестровыми группами, чему способствуют упомянутые выше качества: теплота, мягкость и благородство тембра».

Правда, отсутствие у скрипки низкого регистра до некоторой степени ограничивало композитора, но он, как всегда, восполнял этот недостаток, реализуя другие возможности инструмента. Нельзя не согласиться с А. Швейцером, что для Баха скрипичный стиль — это стиль универсальный. Он сочинял не столько для скрипки, сколько для некоего идеального инструмента, обладающего мощным тоном органа, гибкой фразировкой скрипки, трепетной теплотой и экспрессией человеческого голоса. «Универсализм» баховского скрипичного стиля отнюдь не означает его обезличения. Наоборот, сохраняя почти всегда в той или иной степени свойственную ему «органность» инструментального мышления, Бах выработал для скрипки особую, своеобразную сферу выразительности, фактуру и сосредоточился главным образом на одном жанре, придав ему доминирующее значение. Это — соната.

К. Розеншильд


Сочинения:

Сонаты и партиты для скрипки соло:
g-moll, h-moll, a-moll, d-moll, C-dur, E-dur
Соната для двух скрипок с цифрованным басом C-dur
Четыре сонаты («инвенции») для скрипки и чембало:
g-moll, G-dur, F-dur, c-moll
Трио для двух скрипок и чембало d-moll
Сонаты для клавесина и скрипки:
h-moll, A-dur, E-dur, c-moll, f-moll, G-dur
Сюита для клавесина и скрипки A-dur
Соната для флейты и скрипки с цифрованным басом G-dur

Концерты:
Концерты для скрипки с сопровождением оркестра:
№ 1, a-moll; № 2, E-dur; № 3, d-moll
Концерт для двух скрипок с сопровождением оркестра d-moll
Тройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением оркестра a-moll
Концерт для скрипки с оркестром D-dur (отрывок)

реклама

вам может быть интересно

Бах. Страсти по Матфею Вокально-симфонические

Словарные статьи

Скрипка 12.01.2011 в 16:23

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганн Себастьян Бах

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

Германия

просмотры: 6289
добавлено: 21.09.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть