Вагнер. «Полёт валькирий»

Ritt der Walküren

«Полет валькирий»

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета (3-й по желанию), бас-кларнет, 3 фагота (3-й по желанию), 6 валторн (5-я и 6-я по желанию), 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, тарелки, малый барабан, струнные.

История создания

«Полет валькирий» открывает последний акт оперы «Валькирия» — второй части грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга». Тетралогия была делом всей жизни Вагнера, и работа над ней растянулась более чем на четверть века. Композитор, как обычно, сам написал либретто (1848—1852), вдохновившись мифологическими и героическими сказаниями древних германцев. Над музыкой «Валькирии» он работал с июня 1854-го по март 1856 года в Швейцарии.

Валькирии — девы-воительницы, дочери и спутницы верховного бога Вотана. Вооруженные копьями и щитами, они сражаются вместе с земными героями, наделяя их победой или смертью по жребию Вотана. Павших славной смертью валькирии уносят на своих воздушных конях в чертог богов Валгаллу, где витязи проводят дни в вечных пирах и битвах. «Полет валькирий» — богатырская скачка восьми воительниц, собирающихся после боя и оглашающих окрестные скалы победным кличем «Хой-о-то-хо!». Эта музыка вызывала восторг Чайковского, вообще не любившего Вагнера: «Что за грандиозная чудная картина! Так и рисуешь себе этих диких исполинок, с громом и треском летающих по облакам на своих волшебных конях».

Рихард Вагнер (Richard Wagner)

Премьеры «Валькирии» Вагнеру пришлось ждать десятилетия. Впервые опера была показана в Мюнхене 26 июня 1870 года под управлением Ф. Вюльнера по воле короля Баварии Людвига II. Композитор на премьере не присутствовал, видя в этой постановке нарушение своего творческого замысла: «"Кольцо нибелунга" — целостное произведение, и исполнение тетралогии по частям недопустимо». (Полностью исполнение «Кольца нибелунга» состоялось в августе 1876 года в Байройте.) Однако задолго до этого, вернувшись в Германию по амнистии и готовясь к концертным поездкам, в которых он собирался познакомить слушателей с музыкой своих новых опер, Вагнер принялся за переложение отрывков из них. Так, весь сентябрь и октябрь 1862 года, живя в Биберихе на Рейне, он приспосабливал для концертного исполнения эпизоды из «Валькирии» и «Тристана и Изольды», незаконченных «Зигфрида» и «Нюрнбергских мейстерзингеров».

Особого труда ему, по собственному признанию, стоил «Полет валькирий», переложенный только для симфонического оркестра, тогда как в опере участвует и октет женских голосов. Премьера состоялась 26 декабря 1862 года в Вене в авторском концерте в театре «Ан дер Вин». Грандиозный успех оказался неожиданным даже для друзей композитора. На первой репетиции, происходившей в сравнительно небольшом помещении, «Полет валькирий» прозвучал невнятно, однако в процессе репетиций оркестр Придворной оперы, усиленный военными музыкантами (всего 103 человека), настолько проникся величием вагнеровской музыки, что исполнение вызвало всеобщий восторг. А на втором концерте, 1 января 1863 года, «Полет валькирий» по требованию публики был повторен.

Музыка

Уже первые звонкие пассажи струнных вводят в общую эмоциональную атмосферу — победной игры нерастраченных сил, упоения жизнью. Неизменный пунктирный ритм фаготов и валторн воссоздает богатырскую скачку; тремоло деревянных и пассажи струнных разрастаются, захватывая все более широкий диапазон. Подготовленный таким образом вступает мощный хор медных, провозглашающий героическую тему валькирий. Ее сменяют ниспадающие хроматические ходы, в которых слышатся ржание коней, звон оружия, раскаты хохота. Возникает перекличка скрипок и альтов с размашистым угловатым лейтмотивом — воинственным кличем «Хой- о-то-хо!» Особенно величаво звучит основная тема у трех тромбонов и трех труб. На последней грандиозной кульминации к ним присоединяются самые низкие и грузные инструменты — туба и контрабасы в сопровождении ударных, а играющие роль красочного фона звонкие тремоло приобретают гигантские масштабы в октавном изложении группы деревянных духовых. Настоящая лавина звуков обрушивается на слушателей в заключительных тактах этой богатырской музыкальной картины.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Рихард Вагнер

Дата премьеры

26.12.1862

Жанр

симфонические

Страна

Германия

просмотры: 13561
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть