Вагнер. «Полёт валькирий»

Ritt der Walküren

Композитор
Дата премьеры
26.12.1862
Жанр
Страна
Германия
«Полет валькирий»

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета (3-й по желанию), бас-кларнет, 3 фагота (3-й по желанию), 6 валторн (5-я и 6-я по желанию), 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, тарелки, малый барабан, струнные.

История создания

«Полет валькирий» открывает последний акт оперы «Валькирия» — второй части грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга». Тетралогия была делом всей жизни Вагнера, и работа над ней растянулась более чем на четверть века. Композитор, как обычно, сам написал либретто (1848—1852), вдохновившись мифологическими и героическими сказаниями древних германцев. Над музыкой «Валькирии» он работал с июня 1854-го по март 1856 года в Швейцарии.

Валькирии — девы-воительницы, дочери и спутницы верховного бога Вотана. Вооруженные копьями и щитами, они сражаются вместе с земными героями, наделяя их победой или смертью по жребию Вотана. Павших славной смертью валькирии уносят на своих воздушных конях в чертог богов Валгаллу, где витязи проводят дни в вечных пирах и битвах. «Полет валькирий» — богатырская скачка восьми воительниц, собирающихся после боя и оглашающих окрестные скалы победным кличем «Хой-о-то-хо!». Эта музыка вызывала восторг Чайковского, вообще не любившего Вагнера: «Что за грандиозная чудная картина! Так и рисуешь себе этих диких исполинок, с громом и треском летающих по облакам на своих волшебных конях».

Рихард Вагнер / Richard Wagner

Премьеры «Валькирии» Вагнеру пришлось ждать десятилетия. Впервые опера была показана в Мюнхене 26 июня 1870 года под управлением Ф. Вюльнера по воле короля Баварии Людвига II. Композитор на премьере не присутствовал, видя в этой постановке нарушение своего творческого замысла: «"Кольцо нибелунга" — целостное произведение, и исполнение тетралогии по частям недопустимо». (Полностью исполнение «Кольца нибелунга» состоялось в августе 1876 года в Байройте.) Однако задолго до этого, вернувшись в Германию по амнистии и готовясь к концертным поездкам, в которых он собирался познакомить слушателей с музыкой своих новых опер, Вагнер принялся за переложение отрывков из них. Так, весь сентябрь и октябрь 1862 года, живя в Биберихе на Рейне, он приспосабливал для концертного исполнения эпизоды из «Валькирии» и «Тристана и Изольды», незаконченных «Зигфрида» и «Нюрнбергских мейстерзингеров».

Особого труда ему, по собственному признанию, стоил «Полет валькирий», переложенный только для симфонического оркестра, тогда как в опере участвует и октет женских голосов. Премьера состоялась 26 декабря 1862 года в Вене в авторском концерте в театре «Ан дер Вин». Грандиозный успех оказался неожиданным даже для друзей композитора. На первой репетиции, происходившей в сравнительно небольшом помещении, «Полет валькирий» прозвучал невнятно, однако в процессе репетиций оркестр Придворной оперы, усиленный военными музыкантами (всего 103 человека), настолько проникся величием вагнеровской музыки, что исполнение вызвало всеобщий восторг. А на втором концерте, 1 января 1863 года, «Полет валькирий» по требованию публики был повторен.

Музыка

Уже первые звонкие пассажи струнных вводят в общую эмоциональную атмосферу — победной игры нерастраченных сил, упоения жизнью. Неизменный пунктирный ритм фаготов и валторн воссоздает богатырскую скачку; тремоло деревянных и пассажи струнных разрастаются, захватывая все более широкий диапазон. Подготовленный таким образом вступает мощный хор медных, провозглашающий героическую тему валькирий. Ее сменяют ниспадающие хроматические ходы, в которых слышатся ржание коней, звон оружия, раскаты хохота. Возникает перекличка скрипок и альтов с размашистым угловатым лейтмотивом — воинственным кличем «Хой- о-то-хо!» Особенно величаво звучит основная тема у трех тромбонов и трех труб. На последней грандиозной кульминации к ним присоединяются самые низкие и грузные инструменты — туба и контрабасы в сопровождении ударных, а играющие роль красочного фона звонкие тремоло приобретают гигантские масштабы в октавном изложении группы деревянных духовых. Настоящая лавина звуков обрушивается на слушателей в заключительных тактах этой богатырской музыкальной картины.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Чайковский. «Воспоминание о Флоренции» Камерные и инструментальные
Гендель. Ораториальное творчество Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама