Незрелый, но вкусный

«Оберто, граф Сан Бонифачо» и «Аттила» в Театре Филармонико

Прошлым летом казалось, что над самым знаменитым в мире театром под открытым небом сияет солнышко: публика валом валит, спектакли нравятся, билеты хорошо раскупаются. У интенданта Клаудио Ораци контракт до 2010 года, и, казалось, он останется у руля Арена ди Верона весь положенный срок. Зимою ясный небосклон покрыли грозовые тучи: в бюджете Арены обнаружилась «дыра» в 12 миллионов евро, штатным работникам перестали платить зарплату, спектакли в городском Театре Филармонико оказались под угрозой. К чести служащих театра надо сказать, что они приняли решение не наказывать зрителей, купивших билеты, и все спектакли, объявленные в афише, две оперы раннего Верди, состоялись и прошли с неоспоримым успехом.

«Оберто, граф Сан Бонифачо», первая опера великого и неизменно любимого соотечественниками композитора (1839), — история любви и измены, раскаяния и мести, кстати, разворачивающаяся в области Венето, неподалеку от Вероны. В Филармонико предложили «старый» (родившийся около 10 лет назад) и апробированный спектакль Пьер’Aлли, как всегда, выступившего в трех ролях: режиссера, сценографа и художника по костюмам. Пьер’Алли придумал для «Оберто» стильную раму в мрачных тонах: планшет сцены с сильным наклоном, преобладание условных геометрических элементов, торжественная статичность мизансцен, «униформа» для хора, общий суровый и возвышенный тон.

Поющий актер — подлинный протагонист этого элегантного спектакля, и над всеми возвышается ныне уже легендарный бас из Пармы Микеле Пертузи в роли страдающего и жаждущего отмщения за честь дочери Оберто. Как нуждается современная оперная сцена в яркой личности и как часто пишущему об опере приходится оплакивать ее отсутствие! Но есть, есть еще подлинные харизматики, и среди них Пертузи, с его благородной статью, крепким вокалом и стилистической безупречностью, принадлежит одно из первых мест. Женская часть вокального состава, может, и не достигает уровня Пертузи, который уже сейчас может быть признан «великим», но выступает очень достойно: Раффаэлла Анджелетти — Леонора и Мариана Пентчева — Куница. Фабио Сартори, похоже, нарасхват во многих театрах: он «засветился» в значительных теноровых ролях по всей Италии, и всегда с успехом. Что ж, на безрыбье и рак рыба, голос Сартори порой звучит неплохо, но вот как быть с натужным верхом, значительной полнотой и отсутствием сценического обаяния?

За пультом Антонино Фольяни сразу вызвал симпатический ток в зале благодаря точным и мягким рукам, которые с нежностью повели за собой оркестр, заставив его «запеть». Но столь же убедительными были и сцены, полные драматизма.

Месяц спустя театр в городе Ромео и Джульетты предложил зрителям еще одного Верди: оперу «Аттила», которую от «Оберто» отделяют семь лет. Этот Верди все еще незрелый, но вполне «вкусный». Спектакль же французской команды, состоящей из режиссера Лаводана и сценографа Жана-Пьера Вержье, оказался отлично приготовленным блюдом, доставившим неподдельное удовольствие публике.

Сотворили они его, можно сказать, из ничего: действие развернулось в единой декорации, что-то вроде пустынной и безлюдной местности, отграниченной утесами, за которыми расположен хор. Смена атмосферы происходила за счет видеопроекции: в соответствующие моменты оперы фоном служили древние фрески, изображение Венеции или же грозно проплывающие облака. Относительно костюмов можно было поспорить, особенно с точки зрения вкуса: сам Аттила щеголял в некоем подобии длинного пальто, под которым не было ровным счетом ничего (естественно, публика ждала момента, когда он это пальто сбросит, надо сказать, что торс болгарского баса Орлина Анастассова не разочаровал); римский военачальник Аэций был затянут в двубортный пиджак, а беженцы — жертвы нашествия варваров — появились в жалких одежках, напоминаюших о депортациях 40-х годов прошлого века, и с чемоданами в руках. Режиссура, быть может, нехитрая, с привкусом китча (особенно когда во втором действии на сцене появились три дамочки в коротеньких платьицах для коктейля, усладившие пир повелителя гуннов примитивными и неловкими телодвижениями), но очень действенная.

В сценической истории «Аттилы» в главной роли частенько подвизались болгарские басы, а интерпретация Бориса Христова признана легендарной. Вот и на сцене Филармонико роль Аттилы примерил на себя молодой Орлин Анастассов, сорвавший горячие аплодисменты зрительного зала прежде всего благодаря скульптурности облика, но не в последнюю очередь благодаря выдающемуся голосу, хотя и не лишенному недостатков. Наша соотечественница Мария Гулегина предстала значительно отяжелевшей как с точки зрения облика, так и вокала. Голос ее поначалу звучал слишком надрывно, впрочем, во втором действии дело поправилось. Достойно выступили в ролях Аэция и Форесто Лука Сальси и тот же Фабио Сартори. Юлиан Коватчев за дирижерским пультом провел спектакль темпераментно, не испугавшись «грубости» вердиевских кабалетт, не впав в соблазн поверхностности и полностью погрузившись в стихию лиризма раннего, «дикого» Верди.

Пока публика аплодировала «Оберто» и «Аттиле», пришла весть, что работники театра добились своего: интендант Ораци подал в отставку. Время покажет, как будет заткнута «дыра» в 12 миллионов евро и кто встанет у кормила Арена ди Верона.

реклама