Мюзикл

англ. musical

Музыкально-сценический жанр, использующий выразит. средства музыки, драм., хореографич. и оперного иск-в. Их сочетание и взаимосвязь придали М. особую динамичность; характерной чертой мн. М. стало решение серьёзных драматургич. задач несложными для восприятия художеств. средствами. Возникновение М. связывают со сложившимися в последней трети 19 в. амер. театр.-муз. формами "увеселений" и "экстраваганц". Экстраваганца "Мрачный жулик", показанная в т-ре Ниблос Гарден (Бродвей, Нью-Йорк) в 1866 и продержавшаяся на сцене четверть века, вызвав серию подражаний, уже имела нек-рые признаки М. Своеобразными бурлескными приёмами (вплоть до цирковых номеров) отличались пост. с музыкой У. К. Кука, в к-рых участвовали негр. артисты Б. Уильямс, Д. Уокер. В кон. 19 - нач. 20 вв. элементы М. прослеживаются во взаимодействии форм минстрел-шоу с комич. оперой и развивавшейся на амер. почве европ. опереттой. Таковы комич. оперы У. Спенсера ("Маленький магнат", 1886), В. Морзе ("Уанг", 1891), Дж. Ф. Сузы ("Капитан", 1886), Р. де Коуэна ("Робин Гуд", 1890) и др., оперетты приехавших из Европы В. Херберта ("Несносная Мариэтта", 1910), Р. Фримля, З. Ромберга. Следующий этап становления М. связан с обогащением его элементами мюзик-холла и ревю; сентиментальные песни сменяются музыкой в стиле регтайма и танцами типа чечётки. Подобные постановки, не связанные общей драматургич. линией, осуществлялись высокопрофессиональными группами ("Зигфельд фоллиз" и др.) и артистами (Т. Пэстор, Ф. Брайз и др.). Эти постановки состояли из песенных шлягеров, танцев; они содержали отдельные яркие номера, но не были рассчитаны на долгую сценич. жизнь. Один из представителей этого направления - композитор, режиссёр и актёр Дж. Коэн ("45 минут с Бродвея", 1906, и др.).

В 20 - нач. 30-х гг. мн. постановки стали называть муз. комедиями (мьюзикл комеди). Это - "Плавучий театр" (1927) и "Роберта" (1933) Дж. Керна, "Нет, нет, Нинетта!" В. Юменса (1925), "Леди, будьте добры" (1924) и "О тебе я пою" (1931) Дж. Гершвина (последний спектакль уже целиком отвечал всем осн. требованиям жанра М.). Для лучших постановок этих лет характерны острая драм. коллизия, более развитые муз. формы, отразившие влияние джаза, особенно стиля "суинг", а также использование элементов фольклора. К кон. 20-х гг. назв. "мьюзикл комеди" трансформировалось в термин "М.", в чём нашло выражение стремление к постановке более серьёзных проблем.

1930-40-е гг. - время интенсивного развития М. Муз. фильмы, появившиеся в эти годы ("Волшебник страны Оз" и др.), способствовали повышению динамизма М. (использование принципа монтажа и др.). Сложнее стала муз. драматургия (что было связано с повышением этич. и художеств. задач), расширилась тематика; сюжеты, обращенные к насущным жизненным проблемам, подчас завершались трагич. развязкой вместо традиц. "счастливого конца" ("happy end"). В муз. драме 1940-х гг. развитая хореография сменила танц. номера вставного типа. В постановках участвовали ведущие хореографы: Дж. Баланчин, X. Лимон, X. Холм, А. де Милль, Э. Соколова и др. Усложнился муз. язык, песенные структуры стали более развитыми. В М. стала использоваться муз. драматургия сквозного типа, нек-рые эпизоды получили симфонич. развитие. В эти годы начали творч. деятельность комп. И. Берлин, К. Портер, К. Вейль, X. Роум, X. Эрлин, А. Суорц, В. Дьюк, создавшие свои лучшие произв. после 2-й мировой войны 1939-45. Появились первые М. мастера этого жанра Р. Роджерса ("Оклахома!", 1943, и др.). В 1943 была осуществлена пост. "Кармен Джоунз" - своеобразный негр. вариант "Кармен" Бизе (муз. аранж. Р. Р. Беннетта). Лучшие исполнители этих лет - Н. Террис, Э. Мёрмен, М. Мартин, Г. Лоуренс, Дж. Бледзоу, Дж. Дуранти, Ф. Астер, Дж. Келли, Э. Пинца, А. Дрейк. Наиболее известные постановщики - Ф. Зигфельд, Р. Мамулян, Дж. Эббот, Э. Казан.

Периодом расцвета М. стали послевоенные годы, особенно кон. 1950-х гг. Ряд постановок был осуществлён на весьма высоком художеств. уровне. Авторы стали требовательнее в выборе литературного и муз. материала (мн. М. созданы на сюжеты Плавта, Вольтера, Диккенса, Шекспира, Шоу, амер. писателей Ю. О'Нила, Т. Уайлдера, M. Андерсена, Т. Капоте (Кейпота), правда, подчас в несколько "облегчённых" вариантах). Выдвинулись талантливые либреттисты - А. Гершвин, О. Харбах, Л. Харт, О. Хаммерстайн младший, Дж. Мерсер, позднее Б. Кэмден и А. Грин, А. Дж. Лернер, С. Зондхейм и др. Муз. язык постановок, основой к-рого оставалась яркая мелодич. образность, обогатился более развитой хроматикой и диссонантностью, отходя от элементарных гармонич. последований и кадансов. Подготовка всего муз. материала спектакля осуществлялась опытными аранжировщиками Беннеттом, Ф. Ленгом, Д. Уокером, А. Превиным и др. Расширилась эмоциональная выразительность - от проникновенного лиризма до сатирич. характерности. Обогащается тематика М. - наряду с любовными привлекаются исторические, фольклорные сюжеты и политич. сатира. Лучшие М. этого периода - "Держи ружьё, Энн" Берлина (1946), "Целуй меня, Кэт" (1948) и "Канкан" (1954) К. Портера, "Карусель" (1945), "На юге Тихого океана" (1949), "Король и я" (1951) и "Звуки музыки" (1959) Р. Роджерса, "Затерянный в звёздах" К. Вейля (1949), "Парни и куколки" Ф. Лёссера (1950), "Хорошо бы ты была рядом" X. Роума (1952), "Крошка Эбнер" Дж. де Поула (1956), "Чёртовы янки" Р. Адлера (1955), "В городе новенькая" Б. Меррилла (1957), "Звонят звонки" Дж. Стайна (1956), "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу (1956), "Вестсайдская история" Л. Бернстайна (постановщик и хореограф Дж. Роббинс) и "Музыкальный человек" М. Уилсона (оба - 1957) - окончательно утвердили жанр М. в США и сделали его популярным в странах Европы. Начиная с 1950-х гг. каждый удачный М. экранизировался, становясь достоянием широкой аудитории.

Из пост. М. 1960-х гг. приобрели известность "Как достичь успеха, не прилагая особых усилий" Ф. Лёссера (1961), "Прощай, Бэрди" Ч. Строуза (1960), "Скрипач на крыше" (по Шолом-Алейхему) Дж. Бока, "Хэлло, Долли!" Дж. Хермена, "Смешная девчонка" Стайна (все - 1964), "Человек из Ламанчи" М. Ли (1966), "Однажды в ясный день" Б. Лейна (1967) и др. Выдвинулись исполнители - Л. Хорн, Г. Вэрдон, Дж. Холидей, Дж. Эндрьюс, Д. Керрол и Б. Стрейзанд, Р. Пристон, Р. Гуле, С. Чаплин, С. Дейвис младший, Р. Морзе, З. Мостелл.

Как правило, постановки М. отличают высокий профессионализм (кроме навыков драм. актёра, исполнители должны обладать вок. и хореографич. подготовкой), большая эмоциональная и чисто физич. отдача всех участников. В то же время ориентация на коммерч. успех ограничивает авторов и постановщиков жёсткими жанровыми стереотипами и структурными рамками; это же приводит к сверхинтенсивному прокату (8 спектаклей в неделю; напр., "Моя прекрасная леди" - 2717 спектаклей подряд, "Оклахома!" - 2248).

Мелодии лучших песен из М. часто получают самостоят. жизнь и значительно переживают спектакли. Существует практика возобновления М. в новой постановке (напр., "Пижамная игра" Эдлера, 1954 и 1973). Все последующие пост. данного М. основываются обычно на традициях первого бродвейского спектакля.

Конец 60-х гг. отмечен кризисом М. - за это время не появилось ни одного спектакля, сравнимого с постановками предшеств. периода и достаточно долго удерживавшегося на сцене. Это объясняется вытеснением М. новым жанром - рок-М. (или рок-оперой), связанным с молодёжным движением в США и возникновением в музыке стиля бит (постановки "Волосы" Г. Макдермотта, 1967; "Иисус Христос - суперстар" Э. Л. Уэббера, 1970; "Годспелл" С. Шоурца, 1971, и др.) (см. Поп-музыка). В кон. 50-х гг. интерес к М. возник в Великобритании ("Оливер" Л. Барта, 1960), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР поставлены "Моя прекрасная леди", "Вестсайдская история", "Как достичь успеха, не прилагая особых усилий", "Человек из Ламанчи", "Хелло, Долли!" и др.

А. В. Волынцев, Дж. К. Михайлов


Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства вокального, драматического и хореографического искусств. Термин "М. " возник в США во 2-й пол. 19 в. и первоначально относился к разл. рода театрально-муз. увеселениям, шоу, комедиям с музыкой и нар. операм, которые заимствовали элементы европ. комической оперы, оперетты и мюзик-холла. Создатели таких произведений нередко черпали материал в нар. музыке, обращались к новым муз. стилям. Лучшие из популярных комедий, пост. на Бродвее в 20-30-х гг. 20 в., уже во многом отвечали осн. требованиям жанра М., имели развёрнутую драматургич. основу, развитые муз. формы, обилие танц. эпизодов и др. Таковы муз. комедии Дж. Гершвина - "Леди, будьте добры" (1924), "Смешное лицо" (1927) и "О тебе я пою" (1931); Дж. Керна - "Салли" (1920), "Плавучий театр" (1928) и "Робйрта" (1933); В. Юменса - "Нет, нет, Нанетта!" (1925) и др. 30-40-е гг. - время интенсивного развития М. Совершенствовались его выразит. средства, расширялась тематика и эмоциональный диапазон, всё большее место в них занимали действенные хореографич. сцены. Именно в это время в М. начали работать ведущие амер. балетмейстеры (Дж. Баланчин, Х. Хольм, А. Де Милль, Х. Тамирис, Дж. Роббинс). Одновременно появлялось мн. муз. фильмов, способствовавших широкой популярности М. Были пост.: "На пуантах" Роджерса (1933), "Я женился на ангеле", "Дети на руках" (оба - 1937), "Луизианская сделка" - все балетм. Баланчин; "Оклахома!" (1943) и "Карусель" (1945) Роджерса, "Бригадун" (1947) и "Покрась свой фургон" (1951) Лоу - все балетм. Де Милль; "О городке" Бернстайна (1944), "Малютка в миллиард долларов" (1946), "Высокие ботинки на пуговках" (1947), "Смотри, мама, я танцую" (1947) - все балетм. Роббинс; "Целуй меня, Кэт!" Портера (1948, балетм. Хольм); "Анни, возьми своё ружьё" Берлина (1946, балетм. Тамирис) и др. Наибольшего расцвета М. в США достиг в 50-х - нач. 60-х гг. Для бродвейских пост. этого периода характерен общий высокий художеств. и исполнительский уровень. Основой либретто для М. нередко служили произведения классич. и совр. литературы и драматургии (Шекспир, Вольтер, Диккенс, Шоу, Уайлдер и др.). Соответственно расширялся тематич. диапазон М., включавший лирику, социальную сатиру, историч., фольклорные и сказочные сюжеты. Усложнялся и обогащался их муз. язык. Выдвинулись исполнители, сочетавшие талант драматич. актёра, певца и танцовщика. Появление новой плеяды балетмейстеров повысило в М. удельный вес хореографии. Г. Чемпион, М. Кидд, Р. Фосс, Г. Росс создали новый тип драматически насыщенного танца, добились его неразрывного единства с действием. В их пост. развёрнутые хореографич. сцены заняли место, отводившееся ранее вставным танц. номерам. Танец стал одним из важнейших средств раскрытия внутр. мира героев, средством создания определённого настроения, обнажения драматич. коллизий, т. е. стал художественно необходимым. Это особенно ярко проявилось в пост.: Роббинса - "Зовите меня Мадам" Берлина (1950), "Король и я" Роджерса (1951), "Звонят звонки" Стайна (1956), "Вестсайдская история" Бернстайна (1957), "Цыганка" (1959); "Скрипач на крыше" Бока (1964); Фосса - "Игра в пижамы" (1954) и "Проклятые янки" (1955) Эдлера, "Милая Чарити" Коулмена (1966); Хольм - "Моя прекрасная леди" Лоу (1956); Чемпиона - "Прощай, Берди!" Строуза (1960), "Хэлло, Долли!" Хермена (1964); Кидда - "Пареньки и куколки" Лёссера (1951), "Канкан" Портера (1953); Де Милль - "Квамина" (1961).

В кон. 50-х гг. появились произведения в жанре М., отличавшиеся высоким уровнем хореографии, в Великобритании ("Оливер" Барта, балетм. О. Уайт), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР в 1970-е гг. пост. М.: "Моя прекрасная леди" Лоу (Моск. театр оперетты, балетм. Г. А. Шаховская; Ленингр. театр муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек), "Как сделать карьеру" Лёссера (балетм. С. П. Кузнецов) и "Мой друг Бенбери" Натчинского (балетм. Х. Васмер-Витт) - оба в Ленингр. театре муз. комедии, "В ту ночь..." - монтаж мьюзиклов Бернстайна, Роджерса и Хермена (театр "Эстония", балетм. К. Саареке), "Хэлло, Долли!" Хермена (Свердловский театр муз. комедии, балетм. С. П. Кузнецов), "Целуй меня, Кэт!" Портера (Театр-студия киноактёра, Москва, балетм. Т. Н. Кудашова; Ленингр. театр муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек). Пост. также М., созданные сов. композиторами: "Весна в Москве" Богословского (балетм. Д. В. Плоткин), "Нет меня счастливее" Эшпая (балетм. Р. А. Цулукидзе), "Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал" Кремера и Николаева (балетм. В. А. Гонсалес) и "Старая комедия" Фельцмана (балетм. Л. Г. Таубэ) - все в Моск. театре оперетты; "Свадьба Кречинского" Колкера (балетм. С. П. Кузнецов и Н. В. Пельцер), "Приключения Тома Сойера" Баневича (балетм. Л. Г. Барышев) - все в Ленингр. театре муз. комедии; "Легенда в музыке" Вальгре и Раудмяэ (балетм. Э. Суве), "Пеппи Длинный чулок" Винтера и Раудмяэ (балетм. Э. Экстон) - оба в театре "Эстония", и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Гиджак Музыкальные инструменты
Субдоминанта Термины и понятия

Главы из книг

Опера в США (classic-music.ru)

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Чилийская музыка Национальные культуры
Гопак Музыкальные жанры
Древнеримская музыка Национальные культуры
Венгерская музыка Национальные культуры
Киев Города
Баку Города
Позиция Термины и понятия
Отклонение Термины и понятия
Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Бальный танец Балет и танец

Реклама