Шведская музыка

Богат и разнообразен швед. песенно-танц. фольклор, имеющий местные особенности в разных ленах; популярны хороводные танцы с пением и парные, восходящие к обрядовым свадебным. Древнейшие жанры нар. Ш. м. - вальвиса или вальлот (пастушеская песня-перекличка) и сэтерсонг (пастбищная песня), близкие йодлям. Сохранило популярность существовавшее с давних пор иск-во деревенских музыкантов - спельманов, к-рые играли соло, позднее в ансамбле (т. н. артель спельманов) на деревенских празднествах, а также на свадьбах, похоронах и во время др. обрядов. Древнейшие нар. инструменты - лур (пастуший рожок), колокольчики, бредцитра (широкая цитра), разновидности арф, в т. ч. лонгхарпа (продолговатая ручная горизонтальная смычковая арфа), нюккельхарпа (настраивающаяся ключом); нек-рые из них сохранились в практике совр. швед. нар. музыкантов, в т. ч. трескуфиуль (многострунная нар. скрипка); позднее в сельских нар. инстр. ансамблях использовались скрипки, кларнеты, иногда флейты; с 19 в. в нар. инструментарии преобладают скрипка, кларнет, аккордеон.

С 17 в. осн. место в муз. фольклоре шведов занимает полска, близкая по ритмич. структуре польск. мазурке и норв. спрингдансу. Среди др. танцев - вальс, полька, кадриль, мазурка, а также полькетт (разновидность польки) и шоттис ("шотл. танец" на 2/4). Проф. Ш. м. до 19 в. развивалась под влиянием др. зап.-европ. муз. культур, гл. обр. немецкой, однако в нач. 20 в. приобрела черты нац. самобытности. После принятия в 11 в. христианства в Швеции получило распространение григорианское пение. Церк. Ш. м. в 11 в. формировалась под воздействием англ. духовной муз. культуры, позднее - южнонемецкой. О развитии в 12 в. церк. пения в соборах крупных городов свидетельствует указ (1137) об организации соборных хоров при них; имеются сведения о существовании церк. хоров в Линчёпинге (с 1272) и Упсале (с 1298). До 13 в. носителями светской муз. культуры были скальды, позднее, до нач. 16 в., - популярные в народе странствующие музыканты "лекары", игравшие на скрипках, дудках и барабанах во время гуляний и празднеств на гор. улицах и при дворе. Они исполняли нар. песни-баллады (возникли в 14-15 вв.), связанные с историч. тематикой, и политич. антифеод. песни (были особенно популярны в эпоху крест. восстаний). Эпоха лютеранской Реформации (1527-39) и последующий период т. н. Великого могущества (1611-1718) отмечены зарождением и затем широким распространением специфически швед. нар. муз. жанра - нар. хорала, сочетающего черты григорианского пения и швед. народной песенности; многочисленные разновидности нар. хорала встречаются и в совр. нар. Ш. м. После Реформации получили распространение евангелич. псалмы. Центром светской муз. жизни с 16 в. был корол. двор в Стокгольме, где с 1526 постоянно выступала придв. вок.-инстр. капелла. Здесь служили неск. поколений нем. музыкантов семьи Дюбен (органисты, дирижёры, композиторы). В числе др. капельмейстеров капеллу возглавлял Ю. X. Руман (1729-37), считающийся основоположником проф. Ш. м.; он автор церк. кантат, а также симфоний, сюит; в 1731 Руман организовал при дворе первые светские концерты. В нач. 18 в. работали также композиторы Ю. Агрелль и Ф. Цельбелль. Ведущую роль в Ш. м. 2-й пол. 18 в. играли иностр. композиторы Ф. А. Уттини, Ю. Г. Науман, Г. Й. Фоглер, Й. М. Краус и др. Особое значение имела деятельность Уттини, руководителя придв. капеллы (с 1768), автора первой оперы, поставленной на швед. сцене, - "Фетида и Пелей", она была исполнена в 1773 труппой, созданной Уттини в том же году; эта труппа составила основу швед. Корол. оперы (с 1773 выступала под его руководством в помещении "Больхюс-театер", с 1776 - в замке Дротнингхольм (ныне Корол. т-р), близ Стокгольма, в 1782-1891 - в собств. постоянном помещении, с 1898 - в новом здании). В кон. 18 в. здесь шли оперы гл. обр. нем. композиторов на швед. тексты и сюжеты из швед. истории - "Густав Адольф и Эбба Бахе" Крауса (1778) и "Густав Ваза" Наумана (1786) и др.

Во 2-й пол. 18 в. иск-во поэта-песенника и певца-импровизатора К. М. Бельмана положило начало самобытной традиции в швед. песенности, носителями к-рой были т. н. новые трубадуры (главный её представитель в 20 в. - Э. Тоб); песни Бельмана, разнообразные по тематике, гл. обр. философского содержания, получили распространение среди разных социальных групп и сохраняют популярность.

Развитию проф. нац. муз. иск-ва способствовала осн. в 1771 в Стокгольме Корол. муз. академия (в кон. 19 в. преобразована в консерваторию, с 1940 - Высшая муз. школа, с 1971 - Гос. высшая муз. школа). С нач. 19 в. выдвигаются швед. композиторы, авторы опер и симф. произв. крупных форм - А. Ф. Линдблад (опера "Фрондёры", 1835), А. Рапдель (зингшпиль "Люди из Вермланда", 1846), К. Стенборг (комич. оперы), Ю. Ф. Пальм (песни) и особенно Ф. А. Бервальд, первый крупный швед. симфонист-романтик (программные симфонии, в т. ч. "Серьёзная", "Капризная", "Причудливая", 1842-45; опера "Эстрелла де Сориа", пост. в 1862; камерно-инстр. и др. произв.).

Нар. мелодии собирали и записывали Э. Драке, Й. Б. Струве, Р. Дюбек и др.; первые антологии швед. нар. мелодий издали (1814-16) А. Афцелиус, Э. Г. Гейер (также композитор) и А. И. Арвидсон. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием романтизма усилился интерес к нац. муз. фольклору. Нар. мелодии использовали в своих соч. Линдблад (автор песен, прозван "швед. Шубертом"; писал также оперы, симф. и камерно-инстр. соч.), И. Хальстрём (опера "В плену гор", 1874, и др.), А. Халлен (оперы, в т. ч. "Викинг Харальд", 1881; симф. поэмы, хор. соч.) и др. Первым швед. композитором-романтиком, органично претворившим в своих произв. (гл. обр. вокальных) интонации швед. нар. мелодий, был A. Сёдерман (баллады для голоса с фп., музыка к спектаклям драм. т-ра и др. соч.). С сер. 19 в. муз. жизнь стала развиваться в Мальмё, Норчёпинге, Гётеборге (в 1856-61 гётеборгским симф. оркестром руководил Б. Сметана) и др. крупных городах страны. Мировую известность получили швед. вок. школа, первая её известная представительница - Е. Линд (её называли "швед. соловьём"), среди др. видных певиц и певцов - К. Нильсон, Э. Гульбрансон, Ю. Бьёрлинг и др.

В нач. 20 в. нац. романтич. тенденции продолжали развивать В. Петерсон-Бергер, основоположник нац. композиторской школы (муз. драмы, написанные под влиянием творчества Р. Вагнера, в т. ч. "Арнльот", 1910, "Пророки Судного дня", 1919, и др.; 5 симфоний, в т. ч. 3-я, в к-рой использованы записанные автором в Лапландии саамские нар. мелодии; камерные инстр. и вок. соч.). В творчестве Петерсона-Бергера, а также его младших современников В. Стенхаммара и особенно X. Альвена, основоположника нац. симфонизма (5 симфоний; "Шведские рапсодии" для оркестра, 1904, 1907, 1937; увертюра на швед. темы для оркестра, а также 2 балета, кантаты, камерно-инстр. соч.), сложилось типичное для Ш. м. 1-й пол. 20 в. направление, к-рое называют "сканд. романтизмом". Среди др. музыкантов этого периода - комп. Э. Шёгрен (романсы и др. соч.), скрипач, дирижёр, основатель квартета комп. Т. Аулин (орк. сюита "Мастер Олуф", скр. соч.), Н. Берг (5 опер, в т. ч. "Энгельбрект", 1929; балеты-пантомимы, 5 симфоний, кантаты и др.) и Э. Кальстениус. Большой вклад в вок. Ш. м. внёс Т. Рангстрём, ему принадлежит св. 250 романсов, песен и баллад, в т. ч. "Песни короля Эрика" на стихи Г. Фрединга и циклы песен на стихи Б. Бергмана; он также автор 3 опер, среди к-рых "Коронованная невеста" (1919), считающаяся (наряду с муз. драмой "Арнльот" Петерсон-Бергера) одной из первых шведских национальных опер. Вокальные соч. Рангстрёма написаны в духе сканд. романтизма и отличаются меланхолией, ностальгией, нередко высоким трагизмом. В 30-40-е гг. в Ш. м. проникли влияния новых направлений зап.-европ. муз. иск-ва; они нашли отражение в творчестве К. М. Аттерберга (оперы, балеты, 9 симфоний и орк. рапсодия на нар. темы, посв. С. Лагерлёф, 1933; инстр. концерты для разл. инструментов с оркестром и др.), муз. критика, художника и комп. И. Нюстрёма, долго работавшего в Париже (симф. и камерно-инстр. соч.), М. Пергамента (музыка в духе поздних романтиков, с заметным влиянием соч. композиторов "Могучей кучки"; позднее стал применять серийную технику). Наиболее видные представители Ш. м. 40-50-х гг. - X. Русенберг, получивший междунар. известность (5 опер, в т. ч. "Портрет" по Н. В. Гоголю, 1956, оратории, инстр. соч. разных жанров), К. Б. Блумдаль, творчество к-рого сформировалось под влиянием неоклассицизма и к-рый позднее начал также использовать серийную технику (опера "Аниара", посв. космич. полётам, 1959; симфонии, концерты для инструмента с оркестром, камерно-инстр. соч.). Среди последователей неоклассицизма - Д. И. Вирен (балет, радиооперы, симфонии, концерты, камерно-инстр. и др. соч.), а также Г. Ф. де Фрумери, Л. Э. Ларсон, Э. фон Кох. Серийную технику применяют И. Лидхольм, С. Э. Бек; в рамках неоклассицизма остаётся творчество Г. Букта и Л. Ю. Верле; традиционно-романтич. музыку пишут Я. Карлстедт, X. Эклунд, Й. Карлид (в соч. последнего проступают черты экспрессионизма). С кон. 50-х гг. на Ш. м. оказывают влияние разл. модернистские течения. Этому содействовала швед. секция Междунар. об-ва совр. музыки (в 1923-31 работала в Стокгольме, затем в Лунде, в 1950 объединилась с об-вом камерной музыки "Фюлькинген", осн. в 1933).

Мн. швед. композиторы 60-70-х гг. испытали влияние зап.-европ. и амер. авангардизма, чему способствовали посещавшие Швецию лидеры этого движения, в т. ч. К. Штокхаузен, а также Д. Лигети (с 1961 преподавал в Высшей муз. школе в Стокгольме). Идеи авангардизма пропагандирует Об-во совр. музыки ("Самтида мусик", с 1960); б. ч. концертов совр. музыки организуется Швед. радио (предоставляет композиторам по 5-10 творч. заказов в год) и Стокгольмским конц. об-вом. Проблемы новейшей музыки освещаются в журн. "Nutida Musik" (связан с Радио), "Musik-revy" и др.; финансовую поддержку совр. композиторам, применяющим новейшие приёмы письма, оказывает и Корол. академия музыки. Экспериментальные соч. создают А. Мёльнес, К. Э. Велин, Я. Барк, Б. Нильсон, Я. Мортенсон и др. Организованы студии электронной музыки в Стокгольме (1964; одна из крупнейших в мире, рук. В. Вигген) и Гётеборге (1966). Электронные средства и эффекты используют в своих соч. Б. Хамбреус, Ф. Рабе и др. В 1970-х гг. получили распространение формы т. н. хепенинга, в к-ром применяются "смешанные средства" (сочетание звука, света, пантомимы и др.); их используют Д. Бёрц и др.

В Швеции работают более 10 проф. оркестров, в т. ч. оркестр Стокгольмской филармонии (осн. в 1885; его гл. дирижёром в 1974-77 был Г. Н. Рождественский), Стокгольмский камерный оркестр, симф. оркестр Швед. радио и Гётеборгский (осн. в 1905). Имеются симф. оркестры в Мальмё, Хельсингборге, Норчёпинге, Евле; ими руководят дирижёры С. Эрлинг, С. У. Фрюкберг, С. Вестерберг, X. Блумстедт. С 1964 проходят т. н. Швед. гос. публич. концерты. Распространено хор. движение; имеется неск. сотен любительских хор. коллективов (гл. обр. студенческие, объединённые в хор. союзы, церковные, а также светские, в т. ч. мужские хоры, среди к-рых наиболее известен хор "Слуги Орфея" из Упсалы). Ведущие проф. хор. коллективы - хоры Радио в Стокгольме и Гётеборге, Стокгольмский камерный хор под упр. Э. Эриксона (посетил СССР в 1973), хор "Belcanto" в Стокгольме. Муз. спектакли (оперы и балеты) ставятся в Швед. корол. опере в Стокгольме (с 1863, труппа гастролировала в СССР в 1975), Большом т-ре в Гётеборге и т-ре г. Мальмё. Корол. опера и Большой т-р имеют собств. симф. оркестры, выступающие с концертами. Оперетты и мьюзиклы ставятся в "Оскартеатер" в Стокгольме. Разнообразны конц. программы разл. об-в - от концертов с участием исполнителей на старинных муз. инструментах (организуются Муз.-историч. музеем в Стокгольме) до выступлений авангардистов, пропагандирующих, в частности, электронную музыку (организуются Об-вом совр. музыки и "Фюлькинген" в Стокгольме), "Ars nova" и "Живая музыка" в Гётеборге. Среди наиболее известных исполнителей: пианисты - X. Лейграф, С. Эриксон; скрипачи - Л. Берлин, Э. Вольф; виолончелист Э. Блёндаль-Бенгтсон; певцы - Ю. Бьёрлинг, Н. Гедда, Р. Сёдерлёф, певицы - Б. Нильсон, Ч. Майер, Л. Андерсон, Э. Сёдерстрём, М. Халлин; среди музыковедов - Л. А. Фрюклунд, И. Бенгтсон, Ю. X. Нурдлинг, X. Веман. В числе камерно-инстр. ансамблей - группа "Musica nova" (рук. - комп. С. Науман), "Фрюден-квартет" и "Фреск-квартет". В 70-е гг. большую популярность приобрёл муз. фестиваль "Стокгольмская весна", в программу к-рого входят оперные и балетные спектакли, симф., камерная и хор. музыка.

Среди муз.-уч. заведений, готовящих исполнителей и муз. педагогов, - Корол. академия музыки в Стокгольме (в 1864 при ней создана муз. школа), с 1940 называется Высшая муз. школа (единственное в стране гос. высшее муз.-уч. заведение; с 1924 при школе имеются оперная студия), консерватория в Мальмё (осн. в 1907), Ин-т музыки в Гётеборге (осн. в 1932). Муз.-теоретич. предметы изучаются на муз. ф-тах ун-тов в Упсале и Стокгольме. Т. н. инструкторов по музыке (с дипломом высшей школы) готовят Высшие нар. школы в Ингесунде и Фрамнесе. Гос. театр. школы в Мальмё и Гётеборге и Муз.-драм. школа в Стокгольме, контролируемые Театрально-орк. союзом, выпускают преим. вокалистов. Работают средние муз. школы в Упсале (с 1930), Лунде (с 1948) и др. городах; многие из них созданы на средства "Рабочего фонда для образования". Большое внимание популяризации музыки уделяет Радио, при нём в 1960-х гг. осн. "Консерватория по Радио", дающая возможность прослушать полный курс лекций и сдать экзамены. Имеются Союз швед. музыкантов (объединения исполнителей, камерных музыкантов, джазовых исполнителей и др.), Гос. союз муз. педагогов Швеции, Гос. объединение учителей музыки и др. организации. Швед. композиторы входят в 3 объединения, в т. ч. авторов популярной музыки; имеются 10 др. муз.-творч. объединений и 6 муз.-педагогических. Союз церк. музыкантов объединяет органистов, канторов и хористов. Музыковеды входят в Швед. об-во муз. исследований. В числе муз.-периодич. изданий (издаётся 17 муз. журналов) - "Svensk tidskrift fцr musikforskning" (публикует муз. исследования), "Musikrevy", "Sеngarbladet" и др. Журналы и газеты издаются хор. союзом и др. муз. организациями, в т. ч. Швед. джазовым союзом (журн. "Jazznytt"; даёт сведения о новинках джаза). Междунар. связи осуществляются Муз.-информац. центром (при Об-ве по охране авторских прав). Муз. б-ки созданы при Корол. академии в Стокгольме, ун-тах Упсалы, Лунда и др. Работает ряд муз. изд-в (К. Германса, А. Лундквиста, "Нурдиска ферлаг" и др.), фирмы, студии грамзаписи ("Metronome records" и др.).

Разнообразны стили и жанры популярной музыки, включающей эстр. песни, в т. ч. песни фольклорного характера. Среди авторов песен: Э. Тоб ("трубадур"), продолжатель традиций К. М. Бельмана, композитор, певец, поэт и прозаик; Ж. Сильвен, К. Юларбю, а также Л. Б. Сёдерлунд, развивавший фольклорное направление; в числе исполнителей фольклорных эстр. песен - Ф. Сёльстрём, А. Бёрье; видные мастера - певица З. Леандер (также киноактриса), певцы О. Адольфсон, Э. Персон, К. Вресвийк, С. Б. Тоб и др. В области киномузыки выдвинулся М. Ульсон. В 1950-1960-х гг. получил распространение джаз; популярны бэнды под рук. О. Ельвинга и А. Домнеруса, инстр. квартет Б. Даландера, группы Р. Викмана, А. Бьёркстена; среди солистов джаза - гитарист Р. Густафссон, пианист Ч. Эман, барабанщик Й. Кристенсен и др. В 1970-е гг. стали популярны разл. формы совр. поп-музыки, пропагандируемой средствами массовой информации (телевидение, кинофильмы и т. д.); группа "АВВА" завоевала междунар. известность.

Литература: Линд У., Композиторы Швеции, пер. со швед., "СМ", 1955, No 11; Wаlin St., Beitrдge zur Geschichte der schwedischen Sinfonik, Stockh., (1941); Wallner В., La musique en Suиde, Stockh., 1951; его же, Vеr tids musik i Norden, Stockh., 1968; его же, Music of our time, "Scandinavia", 1971; Еlander В., Die schwedische Musik, Stockh., 1955; Wiberg A., Den svenska musikhandelns historia, Stockh., 1955; Moberg C.-A., Das Musikleben in Schweden, в кн.: Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Hamburg 1956, Kassel-Basel, 1957; Ling J., Svensk folkmusik, Stockh., 1964 (рус. пер. - Линг Я., Шведская народная музыка, М., 1981); Olt H., Musiklivet i Norden, Kшbenhavn, (1969); Jоhnson B. E., Wiggen К., Electronic music in Sweden, Stockh., 1972; Svensk musikhistoria, (Stockh., 1972); Bergendal G., 33 svenska komponisster, (Stockh., 1972); Gnattingius С. М., Contemporary Swedish music, Stockh., 1973; Aulin A., Connor H., Svensk musik, (l)-2, (Stockh.), 1974-77; Jacobson S., Musiken i Sverige: Skivlyssnarens handbok i svensk musik frеn дldsta tid till 1970-talet med utfцrlig skivfцrteckning, Vдsterеs, 1975; Davidsson A., Bibliografi цver svensk musiklitteratur, 1800-1945, Stockh., 1980.

Дж. К. Михайлов

реклама

вам может быть интересно

Шотландская музыка Национальные культуры
Югославская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Свирель Музыкальные инструменты
Механика фортепианная Музыкальные инструменты
Чтение партитур Термины и понятия
Звукозапись Термины и понятия
Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия
Водевиль Музыкальные жанры
Basso ostinato, бассо остинато Термины и понятия
Presto, престо Термины и понятия
Венгерская музыка Национальные культуры
Цюрих Города

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 4353
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть