«Граф Монте-Кристо» не по книге

В Москве показали спектакль Петербургской музкомедии, номинированный на «Золотую маску»

В Москве прошла серия фестивальных показов спектаклей, номинированных на премию «Золотая маска-2019». Корреспондент Belcanto.ru 3 апреля посетил постановку мюзикла «Граф Монте-Кристо» Театра музыкальной комедии (Санкт-Петербург).

Спектакль, премьера которого состоялась 11 ноября 2017 года, представляет собой значительно переработанную для российской сцены версию современного западного мюзикла (оригинал создан в 2008 году). Петербургская постановка была номинирована на «Маску» сразу в 7 номинациях, включая сам спектакль, работу дирижера, режиссера и вокалистов. Зал ММДМ, где проходил фестивальный показ, был переполнен, несмотря, на то, что в Москве много лет шел и недавно снова возобновлен к показу чисто российский мюзикл «Монте-Кристо» Романа Игнатьева и Юлия Кима, а кроме того был мюзикл «Я – Эдмон Дантес» Лоры Квинт и Николая Денисова. Качественная зарубежная франшиза, да еще на захватывающий сюжет Дюма, знакомый с детства, – этого уже вполне достаточно для зрительского интереса.

Работа композитора, к сожалению, в данном случае не оценивается экспертами «Золотой маски», а в ней есть о чем порассуждать. Мюзикл, если смотреть на этот жанр упрощенно, это гибрид европейской оперетты с афроамериканскими джазовыми мотивами, и буквальное следование этой фабуле зачастую создает композитору много лишних ограничений и вынужденных упрощений.

Композитор Фрэнк Уайлдхорн (в России известный, прежде всего, по мюзиклу «Джекилл и Хайд») вписаться в эти рамки не стремится. То, что собой представляет «Граф Монте-Кристо», – не вполне мюзикл в традиционном понимании, правильнее было бы назвать его «рок-опера», да и влияние европейского музыкально-театрального искусства в нем на порядок сильнее, чем афроамериканского. Впечатляющий сквозной лейтмотив «Kyrie eleison» в духе Рихарда Вагнера и Карла Орфа, певучий, всецело вокальный характер сольных номеров, запоминающиеся до навязчивости мелодии – все это проверенные атрибуты европейского оперного искусства, воплощенные в современном саунде. В перерывах между ариями немножко неожиданно выглядит сочетание речевых реплик и пропеваемых речитативных фраз, однако это не недостаток, а особенность, к которой быстро привыкаешь. Оригинальный запоминающийся номер – трио «злодеев», выдержанное в стиле зонгов Курта Вайля.

Очень тщательно прописана оркестровая часть, временами похожая на стилистику дорогих голливудских саундтреков, временами отсылающая к классике, со строгой и сложной полифонией. Отчасти близким по стилю можно назвать мюзикл «Отверженные» Клода-Мишеля Шёнберга, однако тот, несмотря на все его номинации на «Оскар», пожалуй, даже и не обладает той же степенью кинематографичности. И номинант «Маски» дирижер Алексей Нефедов справился с неординарной партитурой блестяще. Есть в спектакле и хоровые эпизоды, реализованные на вполне неплохом (с учетом необходимости пения в микрофоны и сочетания вокала с активным движением) уровне качества.

При постановке такого мюзикла в России, «самой читающей стране» основное препятствие, пожалуй, в серьезном расхождении сюжета с литературным первоисточником, что у нашей аудитории всегда вызывает сопротивление. Понятно, что детально уложить в мюзикл двухтомный остросюжетный роман невозможно, но здесь (либретто и стихи Джека Мерфи, русский текст Сусанны Цирюк) написано не просто, что называется, «по мотивам» книги Дюма, а полностью перевернута идея – вместо возмездия героя призывают к прощению, и в итоге все венчает любовный хэппи-энд.

Сценическое воплощение реализовано на уровне самых современных стандартов и технологий. Второй номинант – режиссер Миклош Габор Кереньи, работающий под псевдонимом KERO. Плюсы его спектакля – разумное сочетание исторического и рокерско-эстрадного в визуальном ряде, а также прекрасная организация массовых, боевых и танцевальных сцен. Внимание зрителя организовано так, что он всегда видит главных персонажей в толпе, и при этом на сцене нет «не занятых» артистов, все продумано детально. Режиссер тоже мыслит кинематографично, клипово, впечатляющими и запоминающимися образами: на бал (привет «Призраку оперы» Ллойд-Уэббера!) граф въезжает на гигантской гондоле, а несчастливая с нелюбимым мужем Мерседес в решающий момент выбора оказывается посреди двух сдвигающихся стен…

Номинирована и работа художника по свету Петера Шомфаи – автора занимательных эффектов на двух занавесах-экранах (основном на заднике и полупрозрачном посередине). Самый впечатляющий эпизод – это, конечно, погружение Дантеса в бирюзовую морскую глубину.

Номинированы были исполнители главных ролей — Елена Газаева и Ростислав Колпаков, однако на московском прокате в главной мужской роли выступил Кирилл Гордеев. Молодые артисты представили пение хорошего качества, в стилистике, скорее, промежуточной между эстрадой и опереттой, они внешне соответствуют своим персонажам. Можно немного придраться к мелким недочетам в сценическом движении и актерской игре ведущих солистов, но в целом это артисты на своем месте с достойным результатом.

Однако не все их коллеги могут похвалиться тем же, персонажей в спектакле очень много, и не на каждую роль нашелся идеальный исполнитель. Из второстепенных персонажей отметим Агату Вавилову, получившую не просто номинацию, а саму «Золотую маску» (единственная из всего спектакля) за роль второго плана – пиратки Луизы Вампа. В романе Дюма подобный персонаж отсутствует, и в либретто введен, вероятно, из соображений политкорректности и гендерного равноправия. Но яркая артистка с неординарным эстрадно-джазовым вокалом и хорошей пластической подготовкой доказала правомочность такого эксперимента и запомнилась с лучшей стороны.

Показ подтвердил, что российские театры, не только в Москве, включаются в лучшие практики мирового мюзикла. Пусть заданный тренд продолжится и в следующих сезонах, и конечно, ждем равных по композиторскому мастерству собственных российских мюзиклов.

Фото: muzcomedy.ru

реклама