Мюзиклы на фестивале в Глиммерглассе

Юлия Пнева, 30.09.2012 в 20:07

Мюзикл «Потерявшийся в звёздах» Курта Вайля. Karli Cadel / The Glimmerglass Festival

Серию отчетов о летних фестивалях продолжает наш обзор о форуме в Глиммерглассе (США). В этом году там были представлены две оперы («Аида» Верди и «Армида» Люлли) и два знаменитых мюзикла — «Затерянный в звездах» Курта Вайля и «Продавец музыки» Мередита Уилсона. Представляем две переводных рецензии на мюзикловую программу фестиваля.

Мюзикл «Потерявшийся в звёздах» Курта Вайля выглядел «потерянным» на фестивале Глиммергласс

После многих сезонов, когда каждое лето показывали по четыре оперы, в этом году фестиваль Глиммергласс представил только две оперы, но потратил половину бюджета на мюзиклы.

Интерес фестиваля к мюзиклам берёт начало в 2008 году. Я говорю о постановке мюзикла Кола Портера «Целуй меня, Кэт». Это было до вступления в должность художественного директора Франчески Замбелло, но она дала обещание в каждом сезоне ставить по мюзиклу, начав с «Энни, вытаскивай свой пистолет» в прошлом году и продолжая традицию мюзиклом «Продавец музыки».

В этом году, к величайшему сожалению любителей оперы, в программы добавился ещё один мюзикл — «Потерявшийся в звездах» («Lost in the Stars») Курта Вайля, его последний мюзикл, который композитор написал для Бродвея в завершении своей карьеры. Если эта тенденция сохранится, то Глиммергласс рискует превратиться в типовой разрекламированный летний театр. Конечно, нет ничего плохого в летних мюзиклах, если вы любите подобные вещи, но это шаг в неверном направлении для оперного фестиваля, стремящегося завоевать мировую известность.

Верно, что в своих работах для американских театров Вайль пытался стереть границы между мюзиклом и оперой, усиленно пытаясь покорить именно Бродвей, а не «Метрополитен». Максвелл Андерсон адаптировал роман Алана Патона «Плачь, любимая страна» для либретто к мюзиклу. Этот роман о темнокожем англиканском священнике в южных штатах Америке, чей сын обвинён в убийстве белого мужчины. Это произведение удовлетворило желание Вайля написать что-то о темнокожих жителях Америки. На это его, возможно, вдохновила опера «Порги и Бесс», которую он видел сразу после приезда в Америку. Как и Гершвин, Вайль потребовал участия в постановке темнокожих певцов и написал главную партию для баритона Тодда Данкана, который первоначально пел Порги. Сходства на этом не заканчиваются, ибо подражание стилю Гершвина настолько явно, что не вызывает приятных эмоций.

Как и большинство мюзиклов, «Потерявшийся в звездах» соединяет воедино серию песен с диалогами с использованием проверенных музыкальных приёмов, к примеру, хора в качестве средства монтажа. Энергичная музыкальная пародия «О, трамвай!» на мультсериал «Симпсоны» служит той же цели.

В этой постановке, выполненной под руководством актёра Тейзвелла Томпсона для театра «Кептаун-Опера» из ЮАР и Глиммергласского фестиваля, было принято решение включить все музыкальные номера, в том числе песни, добавленные в партитуру позже, без купюр, что превратило мюзикл в нечто долгое и скучное.

Исполнители, в число которых вошли молодые артисты Глиммергласса и исполнители из Южной Африки, проявили себя по-разному.

Эрик Оуэн в партии Стивена Кумало приятно порадовал вполне сносным южноафриканским акцентом и приятным баритоном, совсем не похожим на тот, который звучал в «Аиде» предыдущим вечером. Однако исполнитель казался немного уставшим, видимо из-за трёх выступлений за два дня. Тенор Шон Паниккар в партии Лидера радовал чистым, деликатным голосом, в то время как меццо-сопрано Брэнди Линн Хоукинз (в партии Ирины) произвела наилучшее впечатление среди всех молодых артистов. Начинающий исполнитель Калеб Мак-Лауглин продемонстрировал самое динамическое, но немного неустойчивое исполнение песни «Big Mole» в роли Алекса, племянника Стивена.

Постановка не отличается особой изобретательностью. Действие проходит на тусклом сером фоне, который напоминает смятую жестяную стену с некоторыми элементами, исполняющими роль перегородки (костюмы и декорации Майкла Митчелла).

Дирижёр Джон Демайн дирижировал двумя мюзиклами на фестивале этого года, и он выполнил достойную работу. Несложная музыка легко воспроизводилась камерным оркестром — без скрипок, красиво прописанные партии для духовых, с вкраплениями аккордеона и барабана. Определённые голливудские украшения Вайля, например, вездесущая арфа, предвосхищающая важные выводы, быстро надоедает. Лучше было бы, если бы это произведение осталось там, где Вайль и хотел его видеть — на Бродвее.

Чарльз Дауни, 29 июля 2012 года
Источник

«Продавец музыки» восхищает на фестивале в Глиммерглассе

Постановка мюзикла «Продавец музыки» («The Music Man») Мередита Уилсона на сцене фестиваля в Глимерглассе порадовала всем: талантливый состав исполнителей, чудесная музыка, режиссура, хореография, дизайн — всё гармонично связано между собой, начиная с самой увертюры.

«Продавец музыки» Мередита Уилсона на сцене фестиваля в Глимерглассе

Режиссёр, она же хореограф Марсия Милгром Додж решила перенести время действия в 1946 год, а не оставаться в 1912-м, как было в оригинальной постановке. Действие, как и прежде, происходит в маленьком городке в штате Айова, так что все разговорные выражения не потеряли своего смысла. Но обновление мюзикла позволило зрителям прочувствовать ностальгию по тем временам в полной мере.

Додж хорошо проявила себя в правильном выборе исполнителей. Все певцы/актёры на своих местах. История, рассказанная нам посредством песен и хореографии, увлекает, она даёт нам энергию.

В самом начале мы встречаем людей этого маленького, тесного городка. Приезжает продавец Гарольд Хилл (Дуайн Крофт) и легко и просто обводит вокруг пальца всех, кроме старой девы Мэриан, которая работает библиотекарем (Элизабет Футрэл). Выдавая себя за лидера группы, он продаёт всем музыкальные инструменты, форму и учебники, оживляя город. Можете себе представить, что Гарольд и Мэриан сталкиваются лбами, но затем влюбляются друг в друга, что заставляет Хилла оставить свои грязные делишки.

Есть также побочная сюжетная линия, касающаяся дочери майора и мальчика из другой части города и матери Мэриан, которая любит быть в курсе всех дел и шепелявого Винтропа. Все они связаны воедино в прекрасной книге Уилсона, музыке и текстах песен.

Это выдающийся мюзикл с талантливым составом исполнителей, включая ансамбль, которым удалось и развлечь зрителей, и заставить их поверить в происходящее. Стоит особо отметить (хотя отметить можно всех) Синди Голд (миссис Пэру), Генри Вейгера (Винтроп), Джейка Гардинера и Эрнестину Джексон в партиях майора и его жены, а также Джоша Уолдена в роли Марселя.

Крофт и Футрэл — великолепные поющие актёры. У Крофта есть харизма и шарм. К слову, он является обладателем самого богатого голоса из всех, что я слышал. В дуэте с Футрэл прозвучала чудесная песня «Till There Was You», которую можно назвать жемчужиной вечера. Мэриан в исполнении Футрэл была неотразимой, душевной, забавной, чуть сварливой и полной жизни. В первый раз я на самом деле поверил в то, что Мэриан влюбилась в Гарольда, приняв все его недостатки, не будучи при этом своеобразным ковриком для ног, одним словом, тряпкой. И её голос звучал безупречно. Высокие ноты были исполнены хорошо, контролировались певицей всецело, фразировка была отменной.

Как и всегда на фестивале в Глиммерглассе, без преувеличений, волнительно и приятно слушать прекрасное исполнение оркестра и «живой» вокал. Цитируя Додж:

«История Гарольда Хилла, который обманывает целый город, а потом находит свою настоящую любовь, позволяет современной аудитории забыть о своих проблемах и послушаться веления своего сердца».

Дэвид Лауэнстайн, 30 июля 2012 года
Источник

Перевод Юлии Пневой

Фото: Karli Cadel / The Glimmerglass Festival

реклама

вам может быть интересно

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Курт Вайль

Словарные статьи

мюзикл

просмотры: 3074



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть