Шопен. Четыре мазурки Op. 17

Mazurkas, Op. 17

Мазурка Op. 17 No. 1, си-бемоль мажор
Мазурка Op. 17 No. 2, ми минор
Мазурка Op. 17 No. 3, ля-бемоль мажор
Мазурка Op. 17 No. 4, ля минор

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Из четырех мазурок Шопена ор. 17 (сочинены в 1832 — 1833 годах, опубликованы в 1834 году) три первые просты и лаконичны по формам.

Мазурка Op. 17 No. 1, си-бемоль мажор весьма танцевальна (О чрезвычайном успехе этой мазурки в Варшаве именно как танцевальной (переложенной, вдобавок, на оркестр) писала Шопену Людвика.). Вместе с тем, это чудесный по яркости образ польского темперамента, более того — польского духа с его воинственностью и изяществом, блеском и юмором. Из деталей отметим подголоски в первой части и гармоническую вариационность в тактах 17-24 (Аналогия — „кукушка" в мазурке ор. 30 № 2. Напомним, сколь широкое развитие получила гармоническая вариация как яркое средство колорита в дальнейшей истории музыки. Три поясняющих примера: Глинка — персидский хор из „Руслана и Людмилы"; Бизе — увертюра „Арлезианки"; Григ — „В долине Ола" (ор. 66 № 14).), а также весьма выразительную бойкую мелодику мазура во второй части: септимовые скачки, столкновения в басу, капризную ритмику, динамические мелизмы — форшлаги и морденты.

Мазурка Op. 17 No. 2, ми минор. Первая ее тема вызвала своими лирическими акцентами (такты 1-4) немало реминисценций в музыке салонных танцев конца XIX и начала XX веков. Такты 23-24 — типичное для Шопена изощренное хроматическое обыгрывание. Ритмика такта 25 и других (правая рука) типична для польских мазурок (Аналогии у Шопена в мазурках: ор. 17 № 4 (средняя часть), ор. 24 № 2 (средняя часть), ор. 30 № 2 (средняя часть — „кукушка"), ор. 33 № 3 (средняя часть), ор. 41 № 1, ор. 50 № 3 (средняя часть), ор. 56 № 1.). Особенно любопытен фольклорный „стоячий" бас соль в середине мазурки, над которым ползают хроматическими секстами средние голоса.

Мазурка Op. 17 No. 3, ля-бемоль мажор. Одна из танцевально-бытовых „зарисовок". Ясная тоническая конструкция (As-E). Элементы фольклора четко выражены. Характерны: нарочитые повторения коротких фразок и синкопическая ритмика начала, повышенная четвертая ступень в такте 18 и других, весьма оригинальная „стилизованная гамма" в средней части (ритмика!) на органном пункте fis (доминантовое окружение доминанты E-dur).

Мазурка Op. 17 No. 4, ля минор. Первые ее наброски относятся, по-видимому, к 1824 году, когда мазурка получила прозвище „Еврейчик". По в дальнейшем она, конечно, сильно трансформировалась и расширилась. Эта мазурка — одна из оригинальнейших у Шопена, первая „мазурка-поэма" (если не считать ор. 7 № 3). У шопеновских биографов можно найти указания на якобы программное содержание этой мазурки (разговор еврея-шинкаря с подвыпившим польским крестьянином и прохождение — в средней части — сельской свадьбы под аккомпанемент волынок). Были возмущенные протесты против столь жанровой трактовки музыки, были и попытки дать этой мазурке отвлеченно-лирическую программу. Между тем жанровые черты вообще столь присущи мазуркам Шопена и столь непринужденно сочетаются у него с лирикой, что в указанной трактовке мазурки a-moll нет ничего неправдоподобного. Так или иначе, но речевой характер интонаций первой части этой мазурки несомненен, равно как и сюжетность формы в целом.

В первой части Шопен находит выразительнейшие интонации вздохов, жалоб и как бы причитаний. В ладовом смысле примечательны начало и окончание мазурки неустойчивыми аккордами (секундаккорд второй и секстаккорд шестой ступеней ля миноpa). Гармонии тактов 5-12 дают характерное тоническое (а—С) и плагальное (h—Н—В) развитие a-moll. Орнамент первой части с его вариационно-динамической ролью „украшений", „расцветок" может служить превосходным примером интонационно-действенного шопеновского орнамента. Во второй части басовые квинты в самом деле очень напоминают о волынках. Примечательна кода мазурки (с такта 25 от конца), где на непрерывном органном пункте тоники проходят хроматические гармонии, развивающие опять-таки плагальность. Депрессия в коде связывает эту мазурку с образным направлением творчества Шопена после 1831 года.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Мазурка 24.02.2012 в 11:30

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Фридерик Шопен

Год создания

1833

Жанр

фортепианные

Страна

Польша

просмотры: 1226
добавлено: 13.07.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть