Габриель Форе. Струнный квартет

String Quartet (e-moll), Op. 121

Композитор
Год создания
1924
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

В разные годы жизни Габриель Форе создавал камерно-инструментальные сочинения для различных исполнительских составов: дуэтные сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, произведения для фортепианного дуэта, Фантазия для флейты и фортепиано, два квартета и два квинтета с участием фортепиано, но лишь в последний год жизни он решился на создание струнного квартета. К этому жанру композитор шел достаточно долго. В его предшествующих ансамблевых сочинениях функция фортепианной партии постепенно оттеснялась в область аккомпанемента, а струнные инструменты, напротив, все в большей степени выступали на первый план, их роль постепенно усиливалась. Этот процесс неизбежно должен был привести к полному отказу от фортепиано и сосредоточению внимания на струнно-смычковых инструментах. Таким образом, обращение к жанру струнного квартета в конце жизненного пути представляется закономерным итогом развития камерно-инструментального творчества Габриеля Форе. Первый и единственный Струнный квартет Форе стал «лебединой песнью» композитора – автор завершил это сочинение незадолго до смерти.

Для композитора это была, прежде всего, «среда, в которой Бетховен был особенно активен», и потому Форе приступил к написанию струнного квартета не без трепета. Начав работу над ним летом 1923 г., которое он провел в Аннеси-ле-Вьё, в письмах к супруге он упоминает только о том, что каждый день пишет «немного музыки, очень мало», и только осенью сообщает, что пишет «квартет для струнных, без фортепиано». К середине сентября была завершена вторая часть, в мае следующего года – первая, а над третьей композитор начал работать к концу июля. Композитор тогда проводил лето на Женевском озере и, по свидетельству его сына, «уже не был достаточно силен, чтобы ходить», но состояние здоровья не помешало композитору завершить Струнный квартет в сентябре 1924 г.

Как всегда, он не испытывал полного удовлетворения от результатов своего труда – более того, он сомневался в них. Эти сомнения отразились в завещании Форе, где композитор предписывает не издавать Струнный квартет и не исполнять его публично, пока он не будет исполнен перед его ближайшими друзьями, на чей суд он нередко представлял свои сочинения, и только если Квартет удостоится их одобрения, его разрешалось представить широкой публике. Одному из этих друзей – музыкальному критику Камилю Беллегу – Габриель Форе посвятил свое последнее творение.

Стиль Струнного квартета ми минор отличается предельной сдержанностью, сочетающейся с исключительной выразительностью. Это качество композитор, по-видимому, считал очень значимым – настолько, что счел нужным обратить на него внимание в своем завещании: «Две первые части квартета выдержаны в экспрессивном и строгом стиле». Правда, третью часть Форе характеризует иначе – по его словам, она «должна иметь легкий и шутливый характер, вроде скерцо, напоминающего финал моего Трио». Подобно Фортепианному трио, а также Первому фортепианному квинтету, в Струнном квартете Форе обращается к трехчастному циклу.

Главная партия первой части – Allegro moderato – интонационно родственна тематическим комплексам Фортепианного трио, а побочная – темам Скрипичного концерта (это произведение, написанное композитором в юности, так и не было издано). В этом можно усмотреть стремление оглянуться на пройденный жизненный путь, скорое завершение которого было очевидно для автора – словно зрелый человек вступает в диалог с самим собой молодым. Этот диалог между печальными размышлениями старости и ясными устремлениями юности определяет образное содержание не только первой части, но и Квартета в целом. Обе темы сопровождает в качестве контрапункта тритоновый лейтмотивный комплекс. Эти интонации получают интенсивное мелодическое развитие во второй части – самой обширной в Квартете. Полифоническое развитие трех его тем исполнено созерцательности и света. В финале – Allegro – в роли контрапункта выступает просветленный мотив, основанный на большой секунде. Здесь происходит драматургический перелом – от минора к мажору. По словам сына композитора, Форе «по символической случайности… завершает свое творчество и свою жизнь почти в восьмидесятилетнем возрасте, с безмятежностью снисходительной улыбки этому миру».

Как и предполагал Габриель Форе, ему не суждено было услышать свое последнее сочинение. Премьера Струнного квартета состоялась уже после его смерти – в июне 1925 г. на концерте Национального общества. Первыми исполнителями квартета стали скрипачи Жак Тибо и Робер Креттли, альтист Морис Вьё и виолончелист Андре Эккинг.

Французский композитор Дариус Мийо назвал ми-минорный Струнный квартет «самым захватывающим произведением» Габриеля Форе, в котором в полной мере проявилась «эта строгость, эта необычная обнаженность, которая так нас восхищает во Втором квинтете, во Второй сонате для виолончели и фортепиано».

реклама

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама