Берлинская (Немецкая) государственная опера

Deutsche Staatsoper Unter den Linden

Немецкая государственная опера (Deutsche Staatsoper Unter den Linden)

Берлинская государственная опера (нем. Staatsoper Berlin), также именуемая Немецкой государственной оперой (нем. Deutsche Staatsoper), или Государственной оперой на Унтер-ден-Линден (нем. Staatsoper Unter den Linden) — самое старое театральное здание в Берлине, расположенное на бульваре Унтер-ден-Линден. До 1918 года Королевская придворная опера (нем. Königlichen Hofoper).

Здание было построено между 1741 и 1743 годами архитектором Георгом Вензеслаусом фон Кнобельсдорфом. Театр начал свою работу ещё до окончания строительства. 7 декабря 1742 года в ещё незаконченном помещении публике была представлена опера «Цезарь и Клеопатра» К. Г. Грауна, основателя и первого руководителя театра. До 1801 года театр посещали исключительно представители двора и приглашённые гости, и только в 1808 году его двери были открыты для широкой публики. В 1820-1842 годах главным дирижёром театра был Гаспаре Спонтини.

На сцене именно этого театра состоялась премьера оперы Вебера «Волшебный стрелок». Огромного расцвета достиг театр в период, когда им руководили Феликс Вейнгартнер, Карл Мук и особенно Рихард Штраус и Лео Блех.

После 1918 года и конца правления кайзера Вильгельма II в репертуаре театра стали появляться произведения современных композиторов. Новую главу в истории театра вписала премьера «Воццека» Альбана Берга (дирижировал Эрих Клайбер).

Во время второй мировой войны театр был дважды разрушен: в первый раз — во время бомбардировки Берлина в 1941 году (затем быстро восстановлен), второй раз — в 1945 году. После второго разрушения театр восстанавливался с 1952 по 1955 год. 4 сентября 1955 года он был вновь открыт постановкой «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера под управлением Франца Конвичного.

В период, когда Германия была разделена на две страны, а Берлин — на два города, Немецкая государственная опера продолжала оставаться интернациональным театром. Это было возможно благодаря деятельности тогдашнего интенданта театра Ганса Пишнера. После падения Берлинской стены новый импульс деятельности театра дал выдающийся современный музыкант — дирижёр и пианист Даниэль Баренбойм, ставший в 1990 году художественным руководителем Немецкой государственной оперы.

А. Майкапар


История оперы

Немецкая государственная опера (Deutsche Staatsoper Unter den Linden)

Ведущий музыкальный театр ФРГ, один из старейших в Германии (до 1918 — Королевская опера). Открыт 7 декабря 1742 в Берлине постановкой оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна, основателя и первого руководителя театра (до 1759 большинство его опер было впервые поставлено на сцене этого театра). Здание построено в 1742 архитектором Г. В. Кнобельсдорфом (в 1788 реконструировано, и театр вновь открылся оперой «Андромеда» Рейхардта, который возглавлял театр в 1775-94).

В первые десятилетия существования на сцене театра шли в основном оперы итальянских композиторов, пели главным образом итальянские певцы; в 70-х годах выступала выдающаяся немецкая певица Г. Мара.

С конца 18 века наряду с итальянскими и французскими ставятся произведения немецких композиторов, в т. ч. В. А. Моцарта — «Свадьба Фигаро» (1790), «Дон Жуан» (1790), «Так поступают все» (1792), «Волшебная флейта» (1794). Значительным событием в начале 19 века были постановки опер Г. Спонтини («Весталка», 1811; «Фернанд Кортес или Завоевание Мексики», 1814) и Л. Бетховена («Фиделио», 1815).

В 1820-42 главным дирижёром театра был Спонтини, ведущей солисткой — А. Мильдер-Хауптман. В репертуаре — оперы Дж. Россини, К. М. Вебера, Г. Маршнера, Л. Керубини, позже В. Беллини («Пуритане», «Норма», «Сомнамбула») и Г. Доницетти («Любовный напиток», «Лукреция Борджа»). В 1842 поставлены «Гугеноты» Мейербера, в 1844 — «Летучий голландец» Вагнера (под управлением автора).

Художественным руководителем театра в 1842-50 был Дж. Мейербер, среди певцов — В. Шрёдер-Девриент, Е. Линд, П. Виардо-Гарсиа, Й. А. Тихачек и др.

Со 2-й половины 1850-х годов широко ставятся оперы Дж. Верди («Трубадур», 1857; «Эрнани», 1859; «Травиата», 1860; «Бал-маскарад», 1861), утверждаются произведения Р. Вагнера («Тангейзер», 1856; «Лоэнгрин», 1859; «Мейстерзингеры», 1870; «Тристан и Изольда», 1876; в течение 1884-88 была поставлена тетралогия «Кольцо нибелунга»). В театре выступали певцы — А. Патти, П. Лукка, Д. Aртo, А. Ниман, Л. Леман, В. Фоггенхубер.

В конце 19 — начале 20 веков театр ставит произведения итальянских композиторов — «Отелло» (1890), «Паяцы» (1892), «Фальстаф» (1893), «Богема» (1897), «Мадам Баттерфляй» (1907); «Воскресение» Альфано (1909). С успехом идут оперы Р. Штрауса — «Саломея» (1906), «Электра» (1909), «Кавалер роз» (1911), «Ариадна на Наксосе» (1913). В 1914 впервые в Берлине был поставлен «Парсифаль» Вагнера. Спектаклями руководили дирижёры — Ф. Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус.

С 1919 Немецкую государственную оперу возглавлял композитор М. Шиллингс, в 1925-35 главным дирижёром был Э. Клайбер, который значительно расширил репертуар; впервые на сцене театра появились произведения русской классики — «Царская невеста», «Золотой петушок», «Снегурочка» (все в 1923), «Борис Годунов» (1926). Событием в истории немецкого музыкального театра явилась постановка оперы «Воццек» Берга (1925). В театре выступали певцы — М. Мюллер, Г. Шлуснус, X. Розвенге, Т. Патьера, М. Арндт-Обер, М. Чеботари, X. Шеппан, Т. Лемниц, М. Клозе, М. Лоренц, Я. Прохазка, П. Андерс, Э. Бергер, В. Домграф-Фасбендер, работали дирижёры — В. Фуртвенглер, К. Краус, Г. Караян.

Годы фашистского режима (1933-45) пагубно отразились на деятельности театра. Многие исполнители вынуждены были покинуть Германию. Во время 2-й мировой войны 1939-45 здание театра было частично разрушено, и в 1945-55 спектакли давались в помещении «Адмиралпаласт» (здесь в 1951 состоялась премьера оперы «Осуждение Лукулла» Дессау).

В 1955 Немецкая государственная опера открылась в восстановленном здании (архитектор Р. Паулинк) оперой Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Среди значительных постановок 50-60-х годов — «Водоворот» Сухоня, «Ревизор» Эгка, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Лоэнгрин», «Хованщина»; «Макбет» Верди, «Махагони» Вайля, «Дон Паскуале» Доницетти. В театре пели — И. Германн, Р. Кэлингер, Э. Витте. Главный дирижёр в 1955-62 — Ф. Конвичный.

Развивая лучшие традиции немецкой оперной классики, Немецкая государственная опера пропагандирует оперные произведения композиторов разных стран. В числе крупных художественных достижений конца 60-х-70-е годы — постановки опер «Ланцелот» Дессау (1969), «Юлий Цезарь» Генделя (1970), «Женщина без тени» Р. Штрауса (1971), «Воццек» (1971), «Борис Годунов» (1972), «Отелло» (1972), «Катерина Измайлова» (1973), «Кавалер роз» (1973), «Кольцо нибелунга» (1973), «Дон Паскуале» (1974); «Эйнштейн» Дессау (1974). Среди солистов — Т. Адам, П. Шрайер, Л. Дворжакова, А. Томова-Синтова, А. Бурмайстер, Р. Зюсс, 3. Фогель, К. Рем, И. Шпрингер, Г. Шретер, М. Рицман, Р. Хофф, Э. Бюхнер, Б. Ридель. Главный дирижёр с 1964 — О. Суитнер; спектаклями дирижировали также В. Реннерт, X. Фрикке, X. Кох, А. Апельт.

В. В. Тимохин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1976


История балета

Немецкая государственная опера (Deutsche Staatsoper Unter den Linden)

В 1742 в Берлине был открыт Придворный оперный театр (архитектор Г. В. Кнобельсдорф) на Унтер-ден-Линден, с этого же года существует балетная труппа. Наибольшие достижения связаны с деятельностью балетмейстеров М. Ф. Оге (1833-56) и П. Тальони (1856-1883).

После 1-й мировой войны наблюдался некоторый спад деятельности труппы из-за противоречий в немецком балете: противоборство между классическим танцем, отстаиваемым балетмейстером Г. Крёллером (1919-22), и экспрессивно-пластическим танцем, получившим в эти годы большое распространение.

Во время 2-й мировой войны здание театра было разрушено (восстановлено в 1955, архитектор Р. Паулинк). С 1945 (театр временно работал в «Адмиралпаласт») возобновилась деятельность труппы под руководством балетмейстера Т. Гзовской (1945-52) и Д. Шпис (1951-55). В 1948, впервые на немецкой сцене, поставлен «Ромео и Джульетта» Прокофьева, в 1949 состоялась премьера «Дон Кихота» Л. Шписа. Среди постановок: «Спящая красавица» (1949), «Золушка» (1952); «Право господина» Брунса (1953).

В 1955-70 балетную труппу возглавляла Л. Грубер. Под её руководством поставлены классические балеты: «Коппелия» (1956), «Лебединое озеро» (1959), «Жизель» (1966), «Спящая красавица» (1967). С успехом шли советские балеты «Гаянэ» (1955), «Ромео и Джульетта» (1963), новые немецкие балеты «Новая Одиссея» Брунса (1957), «Рабы» Хоэнзе (1964), «Баллада о счастье» Швена (1967); давались также вечера балетов, состоявшие из отдельных номеров балетов Стравинского («Петрушка» и «Весна священная»), Прокофьева («Блудный сын»), Вайля — Брехта («Семь смертных грехов мещанина») и др.

С 1972 балетную труппу театра возглавил Э. Бишоф. Репертуар включает балеты классического наследия — «Жизель» (балетмейстер Г. Кузнецова по Коралли, Перро и Петипа), «Лебединое озеро» (балетмейстер Л. Грубер), «Спящая красавица» (балетмейстер Грубер и Т. Кремке), «Щелкунчик» (балетмейстер В. Вайнонен); балеты советских композиторов — «Спартак» (балетмейстер Л. Шереги), современных авторов ГДР и классиков 20 века — Стравинского, Бартока, Эгка, Прокофьева, Шостаковича.

Среди постановок 70-х годов (в скобках фамилии балетмейстеров): «Чудесный мандарин» (К. Джевецкий), «Три мушкетёра» Баснера (Д. Зейферт) — оба в 1974; «Коппелия» (Т. Шиллинг), «Симфония До мажор» на музыку Бизе (Дж. Баланчин) — оба в 1975; «Жоан из Цариссы» Эгка (Д. Парлич), «Кармен-сюита» (А. Алонсо) — оба в 1976; «Сотворение мира» Петрова (Н. Касаткина и В. Василёв), «Фортепьянный концерт» на музыку Шостаковича (Ш. Лукс), «Психограмма» Журбина (Г. Рудольф), «Запорожская сечь» на музыку Соловьёва-Седого (Т. К. Кремке), «Тембры» на музыку Щедрина (Зейферт), «Песни любви в миноре» на музыку Десятикова (Зейферт), «Как закалялась сталь» на музыку Прокофьева (Г. Кретке), все — 1977; «Вальс», «Четыре темперамента» Хиндемита (оба — 1978, Баланчин).

Источник: Энциклопедия «Балет», 1981

реклама

Публикации

Словарные статьи

Берлин 12.01.2011 в 22:12

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Берлин

Год основания

1742

Тип

театры и залы

просмотры: 13918
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть