Гаспаре Спонтини

Gaspare Spontini

Спонтини. «Весталка». «O nume tutelar» (Мария Каллас)

Гаспаре Спонтини / Gaspare Spontini

Гаспаре Спонтини родился в городе Майолати (провинция Анкона). Учился в консерватории "Пиета деи Туркини" в Неаполе. Среди его учителей был Н.Пиччинни. В 1796 в Риме состоялась премьера первой оперы композитора "Капризы женщины". В дальнейшем Спонтини создал около 20 опер. Большую часть своей жизни он прожил во Франции (1803-1820 и после 1842) и Германии (1820-1842). Во французский (основной) период жизни и творчества он пишет свои главные сочинения: оперы "Весталка" (1807), "Фердинанд Кортес" (1809) и "Олимпия" (1819). Стиль композитора отличает помпезность, патетика и масштабность, вполне соответствующие духу наполеоновской Франции, где он пользовался огромным успехом (был даже некоторое время придворным композитором императрицы). Творчеству Спонтини присущи черты переходности от глюковских традиций 18 века к "большой" французской опере 19 века (в лице ее лучших представителей Обера, Мейербера). Искусство Спонтини ценили Вагнер, Берлиоз и другие крупные художники 19 столетия.

В "Весталке", своем лучшем произведении, композитор смог достичь большой выразительности не только в массовых сценах, изобилующих торжественными маршами и героикой, но и в проникновенных лирических сценах. Особенно удалась ему главная роль Юлии (или Джулии). Слава "Весталки" быстро перешла границы Франции. В 1811 она была исполнена в Берлине. В том же году с огромным успехом прошла премьера в Неаполе на итальянском языке (в главной роли Изабелла Кольбран). В 1814 состоялась русская премьера в Петербурге (в главной партии Елизавета Сандунова). В 20 веке в роли Юлии блистали Роза Понсель (1925, "Метрополитен"), Мария Каллас (1957, "Ла Скала"), Лейла Генчер (1969, Палермо) и др. К шедеврам оперной классики принадлежат арии Юлии из 2-го действия "Tu che invoco" и "O Nume tutelar" (итальянская версия).

В 1820-1842 годах Спонтини жил в Берлине, где был придворным композитором и главным дирижером Королевской оперы. В этот период в творчестве композитора наступил спад. Ему уже не удалось создать ничего равного своим лучшим произведениям французского периода.

Е. Цодоков


Второй из пяти сыновей мелкого землевладельца. Его ждала духовная карьера, однако, получив согласие родителей на занятия музыкой, он, после первых уроков у местных музыкантов, посещает классы Салы и Тритто в неаполитанской консерватории "Пьета деи Туркини". После ряда успехов в итальянских театрах покидает консерваторию и в двадцать девять лет приезжает в Париж. При поддержке императрицы Жозефины в 1807 году ставит с огромным успехом оперу "Весталка". Становится придворным композитором Наполеона. В 1811 году женится на Мари-Селесте Эрар из семьи владельцев фортепианной фирмы. В 1820 году занимает место капельмейстера и генерал-музик-директора при дворе Вильгельма III Прусского в Берлине, где сталкивается с разного рода недоброжелательством. В 1842 году уезжает в Париж, избирается членом Института. Возвращается в Италию в 1850 году.

Основные оперы: Весталка (1807), Фернандо Кортес (1809, 1817), Агнесса фон Гогенштауфен (1829, 1837).

Г. Маркези

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Фернан Кортес (Спонтини) (classic-music.ru) 01.06.2011 в 23:01

Публикации

Весталка (La Vestale) (operanews.ru) 23.05.2010 в 16:23

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

14.11.1774

Дата смерти

24.01.1851

Профессия

композитор

Страна

Италия

просмотры: 3130
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть