Литовский балет

Возникновение балетного искусства в Литве относится ко 2-й пол. 18 в., когда собств. танц. труппы имелись у крупных помещиков (А. Тизенгауз и др.), а литов. артисты участвовали в оперных спектаклях Вильнюсского гор. театра (осн. в 1785). Первым крупным деятелем Л. б. стала балет- мейстер, танцовщица и художник О. Дубенецкене-Калпокене, которая организовала в 1921 в Каунасе первую балетную студию (в 1922 состоялся первый концерт с участием её учениц) и сочиняла в 1921-25 танцы для оперных спектаклей. В 1925-29 в Литве работал приглашённый из Ленинграда танцовщик, педагог и балетмейстер П. Н. Петров, организатор балетной студии в Каунасе (в ней занимались и некоторые ученики Дубенецкене-Калпокене). Он познакомил артистов с основами рус. классич. школы танца, способствовал становлению их проф. мастерства. В 1925 Петров пост. первый в Литве балет "Коппелия". Среди его наиболее значит. постановок: "Лебединое озеро" (1927), "Щелкунчик" (1928); "Литовская рапсодия" на муз. Карнавичюса (1928), "Жар-птица" и "Арлекинада" (1929). В 1929-30 балетную труппу возглавляли В. А. Каралли, Г. Г. Кякшт, Ф. А. Васильев. В 1931-35 руководители и ведущие танцовщики труппы - рус. артисты В. Немчинова, А. Обухов и Н. Зверев; они оказали большое влияние на формирование литов. балетного искусства, внесли значит. вклад в систему хореографич. образования. Зверев пост. первые литов. балеты: "В вихре танца" Бацявичюса, "Юрате и Каститис" Груодиса и "Сватовство" Дварионаса (все - 1933). Ему принадлежат пост. 15 балетов, в т. ч.: "Жизель"; "Исламей" на муз. Балакирева (оба - 1931), "Карнавал"; "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского, "Послеполуденный отдых фавна", "Болеро" (все - 1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934), а также танц. номера в оперных спектаклях. В 1935 литов. труппа впервые гастролировала за границей (Монте-Карло, Лондон).

Во время бурж. диктатуры балетная труппа испытывала постоянную угрозу ликвидации, вызванную враждебным отношением к балету и к участию рус. деятелей в его работе. В 1935-37 труппу возглавляла балетмейстер и педагог А. Фёдорова-Фокина (пост. балеты "Дон Кихот", 1936, и "Конёк-Горбунок", 1937). К этому времени литов. балетная труппа стала проф. коллективом, в её состав входили О. Малеинайте, М. Юозапайтите, Я. Иовайшайте-Олекене, Б. Келбаускас, В. Аукшчюнас, Т. Ягминас, Е. Бандзевичюс и др. В 1937 начал работать как балетмейстер Келбаускас, возглавивший в 1938 труппу. Особенно большое значение для развития Л. б. имели его пост. "Бахчисарайский фонтан" (1938) и "Кавказский пленник" (1939). В 1937 стала государственной литов. балетная студия, где преподавали Келбаускас, Юозапайтите, Иовайшайте-Олекене. После восстановления в Литве Сов. власти (1940) первой плодотворной работой явился балет "Красный мак" (1940, балетм. Келбаускас). С 1941 в оккупированной фашистами Литве балеты почти не ставились. В условиях оккупации Келбаускасу удалось поставить нац. балет "Невеста" Пакальниса (1943), работа над которым была начата в 1940 для намечавшейся Декады литов. искусства и литературы в Москве. С 1944 в освобождённой от нем.-фаш. оккупации Литве началась интенсивная восстановительная работа. В 1948 Театр оперы и балета Литовской ССР был переведён из Каунаса в Вильнюс. В кон. 40 - нач. 50-х гг. балеты ставили балетм. Ф. В. Лопухов, М. Л. Сатуновский, ряд балетов возобновил Келбаускас ("Невеста", 1943, 1952; "Коппелия" и "Жизель", 1946, и др.). В 1951-54 труппу возглавляли балетмейстер М. Ф. Моисеев, педагог К. И. Сальникова. Осуществлённые ими пост. способствовали дальнейшему росту проф. мастерства артистов. В 1954-66 и 1968-71 гл. балетмейстером театра был В. Гривицкас, внесший значит. вклад в развитие литов. нац. балета. Он поставил первый литов. сов. балет "На берегу моря" Юзелюнаса (1954, совм. с А. М. Мессерером), героич. литов. балет "Аудроне" Индры (1957), сказку-балет "Эгле - королева ужей" Бальсиса (1960) и др. балеты. С кон. 50-х гг. репертуар обогащается новыми, значит. по идейно-художеств. уровню, спектаклями; ставятся балеты, созданные балетмейстерами братских союзных республик, - "Тийна" Аустер (балетм. А. Койт), "Ригонда" Гринблата (балетм. Е. Тангиева-Бирзниек), "Шурале" Яруллина (балетм. И. Гудавичюс).

В 1959 труппа пополнилась выпускниками Ленингр. хореографич. училища, среди которых были Л. Ашкеловичюте, Г. Самайтите, Г. Баранаускайте, Г. Жвикайте, Р. Миндерис, А. Белюкевичюс и др. В 60-70-х гг. балеты ставили Б. Келбаускас, К. Ф. Боярский, Э. Букайтис, В. Браздилис. Творческими удачами явились постановки балетов "Анна Каренина" (1975, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), "Ромео и Джульетта" (1977) и "Слуга двух господ" Чулаки (1979) - оба балетм. Н. Н. Боярчиков. Балетная труппа существует также при Каунасском муз. театре. В 1941 и 1944-50 ею руководил В. Германавичюс, который поставил балеты "Волшебная флейта", "Арлекинада", "Цыганский табор". Здесь работали балетмейстеры Ю. Ястребов, И. Гудавичюс и др. Балетмейстер А. Кондратавичюс поставил в 70-х гг. "Прощальную симфонию" на муз. Гайдна, "Тщетную предосторожность"; "Терра Архегон" на муз. Юзелюнаса, "Скалес-концерт" Ряэтса, "Пер Гюнт" на муз. Грига и др. С 1959 труппа регулярно пополняется выпускниками Ленингр. и Моск. хореографич. училищ и хореографич. отделения Средней школы искусств им. М. К. Чюрлёниса в Вильнюсе (основано в 1952).

Ведущие артисты литовского балета: нар. арт. Литов. ССР Т. Свентицкайте, Г. Кунавичюс, Г. Банис, В. Гривицкас, Л. Ашкеловичюте, засл. арт. Литов. ССР И. Иовайшайте-Олекене, Г. Ягминас, П. Баравикас, Ч. Жебраускас, А. Рузгайте, Р. Янавичюте, С. Масанёва, Н. Антонова, В. Куджма, Р. Миндерис, артисты Р. Кругишките, Л. Бартусевичюте, Г. Сакалаускайте, И. Катакинас, В. Хлебинскас, П. Скирмантас и др. Материалы о Л. б. печатаются в альманахе "Музыка и театр", в журнале "Вехи культуры", в газетах "Тиеса", "Литература ир менас", "Советская Литва" и др. Вопросами балетоведения в Литве занимаются А. Рузгайте, Л. Мотеюнайте, В. Гривицкас, Ж. Даутартас.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Pizzicato, пиццикaто Термины и понятия
Израильский балет Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Каприччио, каприс Музыкальные жанры
Израильский балет Балет и танец
Кантата Музыкальные жанры
Военная музыка Музыкальные жанры
Вступление Термины и понятия
Романс Музыкальные жанры
Чакона Музыкальные жанры
Строй в музыке Термины и понятия
Мадрид Города

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2839
добавлено: 01.05.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть