Литовский балет

Возникновение балетного искусства в Литве относится ко 2-й пол. 18 в., когда собств. танц. труппы имелись у крупных помещиков (А. Тизенгауз и др.), а литов. артисты участвовали в оперных спектаклях Вильнюсского гор. театра (осн. в 1785). Первым крупным деятелем Л. б. стала балет- мейстер, танцовщица и художник О. Дубенецкене-Калпокене, которая организовала в 1921 в Каунасе первую балетную студию (в 1922 состоялся первый концерт с участием её учениц) и сочиняла в 1921-25 танцы для оперных спектаклей. В 1925-29 в Литве работал приглашённый из Ленинграда танцовщик, педагог и балетмейстер П. Н. Петров, организатор балетной студии в Каунасе (в ней занимались и некоторые ученики Дубенецкене-Калпокене). Он познакомил артистов с основами рус. классич. школы танца, способствовал становлению их проф. мастерства. В 1925 Петров пост. первый в Литве балет "Коппелия". Среди его наиболее значит. постановок: "Лебединое озеро" (1927), "Щелкунчик" (1928); "Литовская рапсодия" на муз. Карнавичюса (1928), "Жар-птица" и "Арлекинада" (1929). В 1929-30 балетную труппу возглавляли В. А. Каралли, Г. Г. Кякшт, Ф. А. Васильев. В 1931-35 руководители и ведущие танцовщики труппы - рус. артисты В. Немчинова, А. Обухов и Н. Зверев; они оказали большое влияние на формирование литов. балетного искусства, внесли значит. вклад в систему хореографич. образования. Зверев пост. первые литов. балеты: "В вихре танца" Бацявичюса, "Юрате и Каститис" Груодиса и "Сватовство" Дварионаса (все - 1933). Ему принадлежат пост. 15 балетов, в т. ч.: "Жизель"; "Исламей" на муз. Балакирева (оба - 1931), "Карнавал"; "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского, "Послеполуденный отдых фавна", "Болеро" (все - 1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934), а также танц. номера в оперных спектаклях. В 1935 литов. труппа впервые гастролировала за границей (Монте-Карло, Лондон).

Во время бурж. диктатуры балетная труппа испытывала постоянную угрозу ликвидации, вызванную враждебным отношением к балету и к участию рус. деятелей в его работе. В 1935-37 труппу возглавляла балетмейстер и педагог А. Фёдорова-Фокина (пост. балеты "Дон Кихот", 1936, и "Конёк-Горбунок", 1937). К этому времени литов. балетная труппа стала проф. коллективом, в её состав входили О. Малеинайте, М. Юозапайтите, Я. Иовайшайте-Олекене, Б. Келбаускас, В. Аукшчюнас, Т. Ягминас, Е. Бандзевичюс и др. В 1937 начал работать как балетмейстер Келбаускас, возглавивший в 1938 труппу. Особенно большое значение для развития Л. б. имели его пост. "Бахчисарайский фонтан" (1938) и "Кавказский пленник" (1939). В 1937 стала государственной литов. балетная студия, где преподавали Келбаускас, Юозапайтите, Иовайшайте-Олекене. После восстановления в Литве Сов. власти (1940) первой плодотворной работой явился балет "Красный мак" (1940, балетм. Келбаускас). С 1941 в оккупированной фашистами Литве балеты почти не ставились. В условиях оккупации Келбаускасу удалось поставить нац. балет "Невеста" Пакальниса (1943), работа над которым была начата в 1940 для намечавшейся Декады литов. искусства и литературы в Москве. С 1944 в освобождённой от нем.-фаш. оккупации Литве началась интенсивная восстановительная работа. В 1948 Театр оперы и балета Литовской ССР был переведён из Каунаса в Вильнюс. В кон. 40 - нач. 50-х гг. балеты ставили балетм. Ф. В. Лопухов, М. Л. Сатуновский, ряд балетов возобновил Келбаускас ("Невеста", 1943, 1952; "Коппелия" и "Жизель", 1946, и др.). В 1951-54 труппу возглавляли балетмейстер М. Ф. Моисеев, педагог К. И. Сальникова. Осуществлённые ими пост. способствовали дальнейшему росту проф. мастерства артистов. В 1954-66 и 1968-71 гл. балетмейстером театра был В. Гривицкас, внесший значит. вклад в развитие литов. нац. балета. Он поставил первый литов. сов. балет "На берегу моря" Юзелюнаса (1954, совм. с А. М. Мессерером), героич. литов. балет "Аудроне" Индры (1957), сказку-балет "Эгле - королева ужей" Бальсиса (1960) и др. балеты. С кон. 50-х гг. репертуар обогащается новыми, значит. по идейно-художеств. уровню, спектаклями; ставятся балеты, созданные балетмейстерами братских союзных республик, - "Тийна" Аустер (балетм. А. Койт), "Ригонда" Гринблата (балетм. Е. Тангиева-Бирзниек), "Шурале" Яруллина (балетм. И. Гудавичюс).

В 1959 труппа пополнилась выпускниками Ленингр. хореографич. училища, среди которых были Л. Ашкеловичюте, Г. Самайтите, Г. Баранаускайте, Г. Жвикайте, Р. Миндерис, А. Белюкевичюс и др. В 60-70-х гг. балеты ставили Б. Келбаускас, К. Ф. Боярский, Э. Букайтис, В. Браздилис. Творческими удачами явились постановки балетов "Анна Каренина" (1975, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), "Ромео и Джульетта" (1977) и "Слуга двух господ" Чулаки (1979) - оба балетм. Н. Н. Боярчиков. Балетная труппа существует также при Каунасском муз. театре. В 1941 и 1944-50 ею руководил В. Германавичюс, который поставил балеты "Волшебная флейта", "Арлекинада", "Цыганский табор". Здесь работали балетмейстеры Ю. Ястребов, И. Гудавичюс и др. Балетмейстер А. Кондратавичюс поставил в 70-х гг. "Прощальную симфонию" на муз. Гайдна, "Тщетную предосторожность"; "Терра Архегон" на муз. Юзелюнаса, "Скалес-концерт" Ряэтса, "Пер Гюнт" на муз. Грига и др. С 1959 труппа регулярно пополняется выпускниками Ленингр. и Моск. хореографич. училищ и хореографич. отделения Средней школы искусств им. М. К. Чюрлёниса в Вильнюсе (основано в 1952).

Ведущие артисты литовского балета: нар. арт. Литов. ССР Т. Свентицкайте, Г. Кунавичюс, Г. Банис, В. Гривицкас, Л. Ашкеловичюте, засл. арт. Литов. ССР И. Иовайшайте-Олекене, Г. Ягминас, П. Баравикас, Ч. Жебраускас, А. Рузгайте, Р. Янавичюте, С. Масанёва, Н. Антонова, В. Куджма, Р. Миндерис, артисты Р. Кругишките, Л. Бартусевичюте, Г. Сакалаускайте, И. Катакинас, В. Хлебинскас, П. Скирмантас и др. Материалы о Л. б. печатаются в альманахе "Музыка и театр", в журнале "Вехи культуры", в газетах "Тиеса", "Литература ир менас", "Советская Литва" и др. Вопросами балетоведения в Литве занимаются А. Рузгайте, Л. Мотеюнайте, В. Гривицкас, Ж. Даутартас.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Ташкент Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Чтение с листа Термины и понятия
Еврейская музыка Национальные культуры
Гамма Римского-Корсакова Термины и понятия
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Трилогия Термины и понятия
Бас-дансы Балет и танец
Двухчастная форма Термины и понятия
Натуральный звукоряд Термины и понятия
Упражнение Термины и понятия
Новеллетта Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3338
добавлено: 01.05.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть