Concerto grosso, кончерто гроссо

итал., букв. — большой концерт

Жанр старинной ансамблевой инстр. музыки. Возник в последней четверти 17 в. в Сев. Италии почти одновременно с сольным инстр. концертом. С. g. представляет собой ранний вид симф. музыки, в к-ром нашли отражение типич. черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам. В основе С. g. лежит динамич. принцип "светотени" - резкое противопоставление небольшой группы солирующих инструментов (т. н. concertino) общей массе ансамбля (т. н. ripieno). Это определяло своеобразие выразит. возможностей С. g., к-рые были ограничены рамками контрастной динамики, а также динамикой регистров. С. g. возник на основе развития и качеств. обновления трио-сонаты (состав её партий - 2 скрипки, виолончель и basso continuo - типичен для concertino С. g.), расширения её исполнит. рамок. Первоначально С. g. состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнно-смычкового ансамбля. Позднее С. g. сжимается до 3-4 частей, в состав ансамбля вводятся дух. инструменты (труба, флейта, гобой, валторна). Этот состав С. g. непосредственно подготовил формирование классич. симф. оркестра. Прообраз С. g. - 2-3-голосные концертирующие эпизоды ранних итал. многоголосных канцон, сонат и симфоний. Первое произв., осн. на принципах С. g., написал А. Страделла (под названием "Sinfonia...", 1676). Оно явилось образцом для аналогичных сочинений мастеров болонской и моденской школ. Последние писали под франц. влиянием также и многоголосную танц. музыку, сказавшуюся на нек-рых особенностях тематизма и ритмики С. g. Первые совершенные образцы С. g. создал А. Корелли (ок. 1680, опубликованы посмертно в 1714). Характерно название сб., его С. g.: "Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по желанию в состав кончерто гроссо и могущих быть удвоенными" ("Concerti grossi con duoi Violini e Violoncello di Concertino obligati e duoi altri Violini, Viola e Basso di Concerto grosso ad arbitrio, che si potranno radoppiare" op. 6). C. g. Корелли включают от 4 до 6-7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Муз. единство С. g. Корелли проявлялось и в сохранении осн. тональности на протяжении всех частей. Музыка С. g. Корелли патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с нар. истоками ("Пастораль" из С. g. No 8). Новые стилистич. тенденции в С. g. связаны с произв., написанными в этом жанре А. Вивальди. С. g. Вивальди, как и его сольные концерты, состоят из 3 частей (быстро - медленно - быстро). Свободные от контрапунктич. оков его предшественников, они отмечены большей жизненностью содержания. Для них типичны разностороннее применение в concertino не только смычковых, но и дух. инструментов, ритмич. чеканность тем, широкая кантабильность медленных частей, рондообразная смена ритурнелей tutti и концертирующих эпизодов. В Италии (до и после Вивальди) С. g. писали А. Кальдара, Б. Марчелло, Дж. Валентини, Т. Альбинони, Дж. Торелли, Ф. Джеминиани, П. Локателли и др.; в Германии - Г. Ф. Телеман, К. Граупнер, И. Ф. Фаш, Э. Альбикастро, Г. Ф. Гендель (его С. g. оказали влияние на творчество англ. и нидерл. композиторов Ч. Авизона, В. де Феша и др.), И. С. Бах, в т.н. Бранденбургских концертах к-рого принцип С. g. обогащен новыми приёмами концертирования. Ко 2-й пол. 18 в. с развитием симфонии С. g. как жанр ансамблевой инстр. музыки отмирает. В 1-й пол. 20 в. с пробуждением интереса к музыке барокко возрождается и жанр С. g. Произв. в этом жанре написали: М. Регер (Концерт в старинном стиле ор. 123, 1912), Г. Каминский (С. g. для 2 оркестров, 1922), Э. Кшенек (С. g., 1921, 1924), Б. Мартину (С. g., 1937); из произв., близких к С. g., можно назвать "Фантазию на последование звуков В - А - С - Н" для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра (1950) В. Фортнера, концерт для джаз-банда и оркестра, т.н. Эбеновый (Чёрный) концерт (1945) И. Ф. Стравинского. Из сов. композиторов С. g. написал Э. Тамберг.

Литература: Schering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, 1927; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Krьger W., Das Concerto grosso in Deutschland, Wцlfenbьttel - В., 1932; Gerber R., Bachs Brandenburgische Konzerte, Kassel, 1951; Rinсherle M., A. Vivaldi et la musique instrumentale, P., 1948.

И. M. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Припев Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Совершенная система Термины и понятия
Колыбельная песня Музыкальные жанры
Монотематизм Термины и понятия
Наигрыш Термины и понятия
Тропарь Церковная музыка
Кабардино-Балкарская музыка Национальные культуры
Группетто Термины и понятия
Крюки Церковная музыка
Пианизм Термины и понятия
Arrondi, арронди Балет и танец

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 7619
добавлено: 16.09.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть