Рио-де-Жанейро

Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro) - крупнейший культурный центр Бразилии, до 1960 её столица. В период колонизации и португ. владычества был одним из гл. очагов распространения европ. культуры и католичества в Юж. Америке. С кон. 16 в., после окончат. завоевания бухты Р.-де-Ж. португальцами (1567), здесь стали возникать многочисл. церкви, давались религ. представления, в к-рых значит. роль отводилась музыке. В 18 в. культурная жизнь сосредоточилась, помимо церквей, в домах богатых миссионеров, где проходили концерты музыкантов-любителей, гастролёров и изредка ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура осн. первый в Бразилии муз.-драм. т-р "Дом оперы" (в нач. 70-х гг. 18 в. т-р сгорел), на сцене к-рого выступали европ. драм. и оперные, гл. обр. итал., труппы. В 1776 был открыт т-р "Новая опера". Роль Р.-де-Ж. как культурного центра возросла после отделения Бразилии от Португалии и провозглашения независимости (1822), когда город стал столицей Бразильской империи. При имп. дворе была создана постоянная капелла, давались оперы (на итал. и португ. языках) и хореографич. представления. Первый император Бразилии Педру I был композитором-любителем; он написал музыку "Гимна независимости" (исп. в 1822 в "Доме оперы"). В 1813 по инициативе работавшего в Бразилии португ. комп. М. Португала был открыт т-р "Сан-Жуан" (впоследствии Королевский т-р). Здесь состоялись премьеры ряда его опер, регулярно выступали итал. оперные и франц. балетные труппы. В 1841 браз. композитор и муз.-обществ. деятель P. M. да Силва основал в Р.-де-Ж. первую в Бразилии Королевскую консерваторию, ставшую центром муз. образования в стране. С 60-х гг. силами её педагогов и студентов давались оперные спектакли, в частности была пост. одна из первых нац. опер - "Ночь в замке" К. А. Гомиса (1861). В 1890 консерватория преобразована в Нац. ин-т музыки. Под рук. директоров Л. Мигиса (1890-1902) и А. Непомусену (1902-16) ин-т стал одним из ведущих муз. уч. заведений континента.

В кон. 19 - нач. 20 вв. возник ряд конц. организаций, в т. ч. Об-во популярных концертов (1887), содействовавшее демократизации муз. жизни, пропаганде классич. музыки, и Об-во симф. концертов (1908), впервые организовавшее систематич. симф. концерты (8-10 концертов ежегодно). Основатель и руководитель (до 1933) Об-ва симф. концертов Ф. Брага способствовал росту проф. уровня оркестра. Королевский т-р после провозглашения федеративной республики (1889) фактически прекратил деятельность. В 1909 был открыт Муниципальный т-р ("Театру мунисипал"), ставший в 20 в. гл. муз. сценой страны. Т-р не имел собств. труппы, здесь проводились т. н. сезоны междунар. лирич. т-ра, привлекавшие известных европ. исполнителей.

В 1-й пол. 20 в. большое влияние на оживление муз. жизни Р.-де-Ж. оказали работавшие здесь крупнейшие браз. комп. Э. Вила Лобос и О. Л. Фернандис. Проходившие в Р.-де-Ж. премьеры их соч. были важным событием муз. жизни. В 1925 Фернандис организовал Хор. об-во, в концертах к-рого впервые прозвучали мн. классич. произв., а также соч. браз. композиторов. Вила Лобос с 1931 руководил осуществлением обширной программы перестройки муз. воспитания и образования. В 1930 Н. Синтра осн. Филармонич. оркестр, к-рый в 1932 слился с оркестром Об-ва симф. концертов; образовался Муниципальный оркестр (под рук. В. Б. Маркса). В 1940 по инициативе дир. Ж. Сикейры создан Нац. симф. оркестр (получал субсидию от правительства), ставший ведущим исполнит. коллективом страны. Оживилась также деятельность Муниципального т-ра (образовались постоянные оркестр, хор и кордебалет), в репертуар к-рого постепенно включались нац. опера и балет. В 1930 Нац. ин-т музыки вошёл в состав Браз. ун-та как самостоят. ф-т, с 1937 - Нац. школа музыки Браз. ун-та. Параллельно действует Браз. консерватория (открыта в 1936). Среди педагогов обоих уч. заведений - значит. число иммигрантов (из Германии и др. стран), переселившихся в Р.-де-Ж. во время 2-й мировой войны 1939-45. В нач. 40-х гг. по инициативе Вила Лобоса возник ряд новых организаций, ставших очагами нац. культуры: Нац. консерватория хор. пения (1942), готовящая преподавателей музыки, Центр фольклорных исследований (1943), Браз. академия музыки (1945), носящая имя О. Л. Фернандиса. Ещё с 30-х гг. предпринимались попытки создания проф. объединения музыкантов, в 1954 учреждён Союз музыкантов (объединение композиторов, исполнителей, педагогов). В 1960 по инициативе прогрессивных муз. деятелей во главе с Сикейрой и Ф. Миньони, а также П. ди Асисом и Эстрелой был осн. Орден музыкантов Бразилии (позже разделился на Объединение браз. композиторов и Объединение музыкантов).

Несмотря на перенесение столицы в г. Бразилия (1960) и выдвижение на первый план Сан-Паулу как крупнейшего по численности населения и концентрации промышленности города Бразилии, Р.-де-Ж. сохраняет значение ведущего муз. центра страны. Здесь регулярно проводятся крупные муз. мероприятия - междунар. муз. фестивали, междунар. конкурсы инструменталистов (с 1957 - пианистов, с 1965 - также скрипачей) и вокалистов (с 1963), Фестиваль им. Э. Вила Лобоса. Организацией муз. мероприятий занимаются Конц. ассоциация, Нац. ассоциация музыки, Ассоциация хор. пения, а также частные импресарио, большинство контор к-рых расположено в Р.-де-Ж. Здесь сконцентрированы осн. артистич. силы страны, гастролируют крупные коллективы и солисты из Европы и Америки. Единственной в стране проф. труппой располагает Муниципальный т-р (в 70-х гг. она пополнилась одарёнными браз. артистами). Под рук. ведущих браз. дирижёров М. Точареса и Э. ди Карвалью возросло мастерство Нац. оркестра. Важное место в муз. жизни Р.-де-Ж. занимают концерты эстр. музыки, песни, а также традиц. карнавалы, в к-рых принимают участие сотни тысяч людей. Помимо названных коллективов, в Р.-де-Ж. имеются 2 хора, струн. квартет и др. Здесь находятся (при Нац. школе музыки) лучшие в стране муз. библиотека (более 25 тыс. томов) и коллекция муз. инструментов, работает Музей Вила Лобоса (издаёт исследования о творчестве композитора, пропагандирует его музыку). В Р.-де-Ж. издаются (нерегулярно) журн. "Revista de Mъsica Popular" (с 1954), "Revista brasileira de Musica" (с 1962).

Литература: см. при ст. Бразильская музыка.

M. M. Яковлев

реклама

вам может быть интересно

Венеция Города
Пассакалья Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Уругвайская музыка Национальные культуры
Древнегреческие лады Термины и понятия
Акын Термины и понятия
Трость Музыкальные инструменты
Предложение Термины и понятия
Хоровая музыка Музыкальные жанры
Киевский распев Церковная музыка
Медианта Термины и понятия
Скоморохи Национальные культуры
Хроматизм Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

города

просмотры: 3062
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть