Пастораль

франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский

\1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии ("Эклоги" и "Буколики" Вергилия, Петрарки, Боккаччо, "Аминта" Тассо).

Пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт ("Бастьен и Бастьенна", 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752) и др.

\2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как "доброго пастыря" (в кантате Баха "Ты, пастух Израиля" - Du Hirte Israel, в оратории "Мессия" Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17-18 вв. П. "Искренность пастушки" включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы "Пиковая дама". Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., "Сцена в полях" из "Фантастической симфонии" Берлиоза), иногда - целые циклы ("Времена года" Вивальди, "Пасторальная симфония" Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как "Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни", и др.).


Театральное представление, написанное на идиллический сюжет. П. получила распространение в придворных театрах эпохи Возрождения в Италии в 16 в. ("Аминта" Т. Тассо, 1533; "Верный пастух" Дж. Б. Гварини, 1591), культивировалась как придворно- аристократич. представление во Франции 17-18 вв. ("Помона" Камбера, 1671, "Празднества Амура и Бахуса" Люлли, 1672). Участниками П. были не только артисты, но и придворные, король. В П. обычно изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделённых аристократич. манерами и чувствами, воспевалась счастливая любовь. Как правило, П. состояла из музыки и пения, нередко представляя собой маленькую оперу или балет, а иногда и соединение того и другого (см. Опера-балет). П. редко исполнялась самостоятельно, обычно была составной частью более широкого праздничного представления и включалась в него как интермедия. В П. балетного характера использовались танцы и пантомима. Среди наиболее известных композиторов, сочинявших пасторали, - Ж. Б. Люлли, Н. Дезод, А. Детуш. Позднее П. стали называть любое сценич. произведение на тему сельской идиллии (балет "Сильвия", 1876). В опере П. И. Чайковского "Пиковая дама" (1890) интермедия "Искренность пастушки" представляет собой стилизацию П. 18 в. и включает вокальные и танц. эпизоды.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Subito, субито Термины и понятия
Иранский балет Балет и танец

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Финская музыка Национальные культуры
Мотив Термины и понятия
Ars nova, арс нова Течения в искусстве
Аффектов теория Термины и понятия
Багатель Музыкальные жанры
Варьете Термины и понятия
Штрих Термины и понятия
Дойра Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры, опера, вокал, пение, балет и танец

просмотры: 6048
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть