Бах. «Гольдберговские вариации»

Goldberg-Variationen, BWV 988

Ария с тридцатью вариациями

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

Итальянский концерт вместе с Увертюрой во французском стиле (Седьмой партитой) вошел во вторую часть «Klavierübung». Третью часть составили органная Прелюдия и фуга Es-dur, последние хоральные обработки («К катехизису») и Дуэты. Четвертая, завершающая, часть этого огромного труда — соль-мажорная Ария с тридцатью вариациями, произведение, известное под названием Гольдберговских вариаций — по имени клавесиниста-виртуоза Иоганна Теофиля Гольдберга.

Состоя домашним музыкантом у тогдашнего русского посла при Саксонском дворе графа Кайзерлинга, Гольдберг усовершенствовался у Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна Баха. Вариации были заказаны Кайзерлингом для Гольдберга; клавесинист играл их вельможе ночною порой, чтобы разгонять тоску в часы его бессонницы. Так возникло произведение, роль которого в фортепианном искусстве может быть сравнима лишь с Вариациями Бетховена на тему вальса Диабелли, Симфоническими этюдами Шумана, паганиниевским и генделевским циклами Брамса.

Темой композитору послужила ранее написанная им сарабанда, вошедшая во вторую нотную тетрадь Анны Магдалины. Круг образов, которые воссозданы на этой основе, широк, он образует и в самом деле некий «микрокосмос» баховского творчества. Самый стиль вариационного цикла сложен, это изумительный «контрапункт» вариационных форм. Проходящее через всю композицию basso ostinato придает ей черты старинных вариаций типа пассакальи. В то же время гомофонная тема в двухчастной форме, возникающие всякий раз новые, иногда очень свободные варианты мелодического рисунка, при неизменности общего плана гармонии, характерны для строгих вариаций фигурационного типа.

Наконец, Гольдберговский цикл — это вариации полифонические: почти повсюду тема сарабанды в различных вариантах разработана контрапунктически, а девять канонов в последовательно нарастающих интервалах от унисона до ноны равномерно прослаивают и скрепляют огромную конструкцию.

Помимо этого, цикл образует линию некоторого динамического нарастания. Во второй трети формы усиливается ритмическое дробление, фактура приобретает концертное brio, шире включается второй мануал. Особенно усилена вторая половина композиции. Она начинается импозантной увертюрой французского стиля; за нею следуют блестящие каприччо (вариации 23, 28), токката (29), юмористический «Quodlibet» на подлинные народные мелодии — протяжную и плясовую:

Наконец, здесь сосредоточены элегические страницы цикла — три меланхолических Andante в одноименном миноре (вариации 15, 21, 25). Особенно вариация 25 — лирическая вершина цикла — впечатляет благородной красотой изумительно тонкого по рисунку импровизационно-певучего мелоса и богатством гармоний (модуляции — энгармоническая — через уменьшенный септаккорд — и через одноименную тональность). Смелость перевоплощения темы придает здесь вариационному стилю Баха едва ли не романтические черты. По определению Ж. Тьерсо, Бах «предается здесь задумчивым мечтаниям, теряющимся в бесконечности».

Ферруччо Бузони принадлежит интересная и красивая редакция Гольдберговских вариаций. К сожалению, фактура произведения там местами неправомерно отягощена.

В. Галацкая

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Вариации 12.01.2011 в 22:54

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганн Себастьян Бах

Год создания

1741

Жанр

фортепианные

Страна

Германия

просмотры: 5772
добавлено: 20.09.2014



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть