Россини. Stabat Mater

Stabat Mater

Girolamo Abos. Stabat Mater

Состав исполнителей: 2 сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

В 1829 году Россини поставил в Париже свою последнюю оперу «Вильгельм Телль» и, по его собственным словам, принял философское решение бросить оперную карьеру. Теперь его внимание стали привлекать преимущественно вокальные духовные сочинения. Среди них наиболее крупные — Stabat Mater и Маленькая торжественная месса.

Первоначальный замысел Stabat Mater относится к 1831 году, когда Россини вместе со своим другом и меценатом, богатейшим испанским банкиром маркизом де Агуадо, посетил Испанию. В Мадриде композитор был представлен королю, который присутствовал и на спектакле «Севильского цирюльника» под управлением автора, удостоившегося поистине королевских почестей. Среди тех, кому был представлен Россини, находился архидьякон Мадрида Маноэль Фернандес Варела. Через своего друга Агуадо он добился согласия прославленного композитора написать Stabat Mater. Россини обещал это лишь при условии, что произведение останется неизданным, а исполняться будет лишь по заказу Варелы. Возвратившись в Париж, Россини, как всегда, тянул с сочинением. Архидьякон настойчиво напоминал ему о данном обещании, и композитор, наконец, скрепя сердце, принялся за работу, но из-за болезни отложил ее. Более того, Россини обратился к своему однокашнику по Болонскому музыкальному лицею Джованни Тадолини с просьбой дописать Stabat Mater. В марте 1832 года это наполовину россиниевское сочинение прозвучало в Мадриде единственный раз. В подарок от Варелы Россини получил золотую табакерку с восемью крупными бриллиантами ценой в 12 тысяч франков.

После смерти Варелы в 1837 году рукопись Stabat Mater, найденная среди его бумаг, была продана французскому издателю. Россини, считавший, что только ему принадлежит право публикации, подал в суд за мошенничество и твердо решил «преследовать издателей до самой смерти, если они опубликуют во Франции или за границей Stabat Mater без моего разрешения». Кроме того, он беспокоился, чтобы под его именем не появились 4 части, написанные Тадолини, и утверждал в письме к издателю, что сразу же по выздоровлении (еще 10 лет назад) сам закончил свое сочинение. Однако существует предположение, что автографы, на которые ссылается Россини, появились только в 1841 году.

Первое исполнение 9 (из 10) частей Stabat Mater состоялось в октябре того же года в музыкальном салоне известного французского пианиста, профессора Парижской консерватории Пьера Циммермана. Успех был столь велик, что издатели купили право на исполнение Stabat Mater в Париже в течение 3 месяцев, и несколько частей прозвучали для избранной публики — журналистов и критиков. Наконец, 7 января 1842 года в зале Итальянского театра в Париже состоялась открытая премьера Stabat Mater в исполнении итальянских оперных певцов. Парижские критики писали: «Выражение «блистательная музыка» невольно приходило на уста каждому слушателю». «С тех пор, как была исполнена в Париже оратория Гайдна «Сотворение мира», я не помню, чтобы мне довелось присутствовать на более торжественном, более впечатляющем и более прекрасном концерте...» А присутствовавший на концерте Генрих Гейне утверждал: «Stabat Mater Россини — самое необыкновенное событие минувшего сезона... Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю, — нарушить, испортить, — но даже омрачить... сердце Россини сберегло свою мелодическую прелесть, хотя ему вдоволь пришлось испить из горькой чаши житейского горя».

Еще больший успех ждал композитора 2 месяца спустя в Болонье. В числе исполнителей был русский певец Николай Иванов, друг Глинки, приехавший совершенствоваться в Италию. В качестве дирижера Россини пригласил Доницетти, который вспоминал: «Я не в силах передать, какой бурный прием устроили в Болонье Россини и мне. Это невозможно описать! Россини, которого я наконец уговорил присутствовать на третьем исполнении, чествовали по заслугам. Он поднялся ко мне на дирижерский подиум, обнял меня, расцеловал, и восторженные крики чуть не оглушили нас обоих». Все сборы от исполнения Stabat Mater Россини предназначал для строительства дома престарелых и нуждающихся музыкантов.

Stabat Mater — духовное песнопение на латинском языке, повествующее о страданиях Богоматери у креста распятого Сына, исполняющееся в Страстную пятницу. Текст сложился уже в Средние века, но его автор до сих пор неизвестен. Возможно, им был некий Якопоне из итальянского города Тоди, даты жизни которого точно не установлены (родился между 1228 и 1236-м, умер предположительно в 1306-м). Адвокат по профессии, он, согласно легенде, после смерти своей молодой жены обратился к Богу и постригся в монахи францисканского ордена. Прекрасный русский перевод этих латинских терцин сделан Афанасием Фетом (см. статью о Stabat mater Перголези).

Музыка

Джоаккино Россини (Gioachino Rossini)

Stabat Mater — произведение, близкое по стилю опере. Не случайно современные Россини немецкие критики утверждали, что оно слишком светское, слишком земное для духовной музыки. Вокальные мелодии по-оперному широки и распевны, с эффектными верхними нотами и виртуозными каденциями, оркестр играет аккомпанирующую РОЛЬ, а ансамбли строятся на движении голосов в терцию или на последовательном повторении одной темы. Показательно авторское обозначение номеров: сольные названы арией, каватиной, арией с хором и даже речитативом с хором, первый и последний квартеты с хором — интродукцией и финалом. Чередующиеся арии и ансамбли обрамлены большими хорами, образующими арку всего произведения.

№2, ария тенора Cujus animam gementem (Сердце, полное волненья), с энергичной мелодией светлого характера, завершается высокими нотами, вплоть до предельной. №4, ария баса Pro peccatis suae genitis (Ради грешных искупленья), поначалу суровая, скорбная, с неизменным пунктирным ритмом, заканчивается полным мужества просветлением. Один из наиболее оригинальных — №5, хор и речитатив баса Eja mater fons amoris (Мать, любви источник вечный), с постоянными сменами темпа, звучащий без сопровождения. Еще одно соло — №7, каватина 2-го сопрано Fac ut portem Christi mortem (Дай распятия Христова) строится на контрасте лирической грациозной темы в начале и конце и драматической средней части, где в партии оркестра используется упорно повторяющаяся мрачная фигура бичевания, пришедшая из музыки эпохи барокко. Наиболее развернутый из всех сольных номеров — ария 1-го сопрано с хором №8, Inflammatus (Дай пылать), с экстатическими возгласами, эффектными трелями, пассажами, высокими нотами. В финале, №10, хор с солистами повторяют одну фразу, отсутствующую в каноническом тексте: Amen, in sempiterna saecula (Аминь, отныне и до века). Она распета в грандиозной двойной фуге, написанной с неожиданным для Россини полифоническим мастерством.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Джоаккино Россини

Год создания

1842

Дата премьеры

07.01.1842

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Италия

просмотры: 12150
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть