Задержание

Категории словаря

Задержание (итал. ritardo; нем. Vorhalt, франц. и англ. suspension) — неаккордовый звук на сильной доле такта, задерживающий вступление смежного с ним аккордового. Различают два вида З.: приготовленное (звук З. остаётся от предыдущего аккорда в том же голосе или же входит в предыдущий аккорд в др. голосе) и неприготовленное (звук З. отсутствует в предыдущем аккорде; наз. также аподжатурой). Приготовленное З. заключает в себе три момента: приготовление, З. и разрешение, неприготовленное — два: З. и разрешение.

Палестрина. Мотет.

П. И. Чайковский. 4-я симфония, часть II.

Приготовление З. может осуществляться и неаккордовым звуком (как бы предъёмом к З.). Неприготовленное З. часто имеет вид проходящего или вспомогательного (как во 2-м прим.) звука, попавшего на тяжёлую долю такта. Звук З. разрешается ходом на большую или малую секунду вниз, на малую и (реже) большую секунду вверх. Разрешение может быть оттянуто введением между ним и З. других звуков — аккордовых или неаккордовых.

Нередко встречаются т.н. двойные (в двух голосах) и тройные (в трёх голосах) З. Двойные приготовленные З. могут образовываться в тех случаях, когда при смене гармонии два голоса идут на большую или малую секунду — в одну сторону (параллельными терциями или квартами) или в противоположных направлениях. При тройном приготовленном З. два голоса двигаются в одну сторону, а третий — в противоположном направлении, или же все три голоса идут в ту же сторону (параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Неприготовленные двойные и тройные З. этими условиями образования не связаны. Бас в двойных и тройных задержаниях обычно не участвует и остаётся на месте, что способствует чёткому восприятию смены гармонии. Двойные и тройные З. могут разрешаться не одновременно, но поочерёдно в разл. голосах; разрешение задержанного звука в каждом из голосов подчиняется тем же правилам, что и разрешение одинарного З. Благодаря своему метрич. положению на сильной доле, З., в особенности неприготовленное, оказывает большое влияние на гармонич. вертикаль; с помощью З. могут быть образованы созвучия, не входящие в классич. аккордику (напр., квартово-квинтовые). З. (как правило, приготовленные, включая двойные и тройные) широко применялись в эпоху полифонии строгого письма. После утверждения гомофонии З. в ведущем верхнем голосе составили важную черту т.н. галантного стиля (18 в.); такие З. обычно ассоциировались со «вздохами». Л. Бетховен, стремясь к простоте, строгости и мужественности своей музыки, сознательно ограничил применение З. Нек-рые исследователи определяли эту особенность бетховенской мелодии термином «абсолютная мелодия».

Термин «З.», по-видимому, впервые был применён Дж. Царлино в трактате «Гармонические установления» («Le istitutioni harmoniche», 1558, p. 197). З. в то время трактовалось как диссонирующий звук, требующий правильного приготовления и плавного нисходящего разрешения. На рубеже 16–17 вв. приготовление З. перестали считать обязательным. С 17 в. З. всё чаще рассматривается в составе аккорда, а учение о З. включается в науку о гармонии (особенно с 18 в.). «Неразрешённые» З. исторически подготовили один из типов новой аккордики 20 в. (созвучия с прибавленными, или побочными, тонами).

Литература: Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1931; Способин И., Евсеев С, Дубовский И., Практический курс гармонии, ч. II, М., 1935 (раздел 1); Guiliemus Monachus, De preceptis artis musice et practice compendiosus, libellus, в кн.: Coussemaker Е. de, Scriptorum de musica medii-aevi…, t. 3, XXIII, Hlldesheim, 1963, p. 273–307; Zarlino G., Le istitutioni harmoniche. A facsimile of the 1558 Venice edition, N. Y., 1965, 3 parte, cap. 42, p. 195–99; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX–XIX. Jahrh., Lpz., 1898; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Сhominski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1–2, Kr., 1958–62.

Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Portаto, портaто Термины и понятия
Форма музыкальная Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Gloria, глория Церковная музыка
Квинтон Музыкальные инструменты
Инструмент музыкальный Термины и понятия
Народный танец Термины и понятия
Гиджак Национальные культуры
Осло музыкальный Национальные культуры
Придворный музыкант Термины и понятия
Бразильский балет Балет и танец
Атональная музыка Термины и понятия
Ариозо Термины и понятия

Реклама