Молдавский балет
Хореографический фольклор молдавского народа очень богат. В молдавских танцах сохранились черты античной танцевальной культуры. В то же время в них отразилась многовековая история молдавского народа. Народные танцы оказали влияние на развитие молдавского национального балета, вошли как составной элемент во многие спектакли.
Проф. танц. иск-во в Молдавии начало складываться лишь в сов. время. В 1936 при Молд. хоровой капелле была организована хореографич. группа, к-рая в 1945 выделилась в Ансамбль нар. танца Молд. ССР (с 1958 «Жок»).
Танцы занимали значит. место в спектаклях Молд. драм, т-ра, созданного в 1933 в Тирасполе (с 1939 — Молд. муз.-драм. т-р). В спектакле «Гайдуки» (1937) исполнялись развёрнутые сцены молд., укр. и вост. танцев (балетм. З. П. Злобин). Здесь же в 1938 был поставлен первый молд. нац. балет «Старинная повесть» Полякова (балетм. Ю. М. Сидоренко). В 1950-х гг. танцы широко использовались в муз. комедиях.
В 1948 силами хореографич. группы муз.-драматич. т-ра и оперной студии при консерватории были пост, балеты «Барышня-крестьянка» Асафьева и «Мирандолина» Василенко (оба — балетм. Г. В. Перкун). В 1952 при Муз. уч-ще им. Няги было организовано Отделение нар. танца, воспитанники к-рого принимали участие в спектаклях муз.-драматич. т-ра. Впоследствии они вошли в состав труппы Молд. т-ра оперы, балета и драмы им. А. С. Пушкина, созданного в 1955 на основе Молд. муз.-драм. т-ра. В 1957 он разделился на Молд. т-р оперы и балета и Молд. муз.-драм. т-р им. А. С. Пушкина. Первый спектакль балетной труппы — «Бахчисарайский фонтан» (1957, балетм. А. И. Проценко).
В первые годы работы т-р уделял большое внимание созданию нац. спектаклей. В 1960 были пост, балеты «Рассвет» Загорского (балетм. В. А. Варковицкии) — о борьбе молд. народа за свободу и воссоединение Бессарабии с Сов. Союзом и «Сломанный меч» Лазарева (балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова) — на историч. сюжет.
В 60 — нач. 70-х гг. были созданы новые балеты: «Поэмы о любви» на муз. Грига, Чайковского, Равеля (1960), «Весенние воды» на муз. Рахманинова (1973), «Радда» Гершфельда (1974) — все балетм. Дречин; «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1965), «Сонеты» на муз. Бриттена (1969), «Арабески» Лазарева (1970) — все балетм. М. Н. Лазарева. Репертуар т-ра пополнялся балетами классич. наследия: «Эсмеральда» (1961), «Лебединое озеро» (1958, 1961, 1968), «Жизель» (1963), «Спящая красавица» (1965), «Дон Кихот» (1969), «Шо-пениана», «Пахита» (оба — 1978). Были пост. также: «Каменный цветок» (1967); «Голубой Дунай» на муз. И. Штрауса (1963), «Барышня и хулиган» (1968), «Кармен-сюита» (1971), «Спартак» (1975) и др.
Один из лучших спектаклей последних лет, созданный на сцене Молд. т-ра, — «Перекрёсток» Загорского (по мотивам произв. Ф. Гарсии Лорки, балетм. К. Н. Руссу, 1977).
Нек-рые балеты, созданные в Молдавии, были пост, также в др. т-рах страны: «Антоний и Клеопатра» (Ленингр. Малый т-р, балетм. И. А. Чернышёв; т-р «Эстония», балетм. тот же; Т-р им. Франко, балетм. Дречин; Новосибирский т-р, балетм. А. Дементьев), «Сонеты» (Свердловский т-р, балетм. Лазарева) и др.
Кадры артистов балета готовило отделение нар. танца при Муз. училище им. Няги (1952 — 65), с 1964 — хореографич. отделение при средней спец. Муз. школе им. Коки (Кишинёв), а с 1978 и хореографич. отделение при Муз. уч-ще им. Няги. Мн. артисты учились и стажировались в Ленинграде, Москве, Киеве, Перми, Минске, Одессе.
Проблемы балетного т-ра периодически освещались в сборниках: «Рампа» (сезон 1973 — 1974) и «Сцена» (1974 — 75).
Вопросами балетного театра в республике занимается Э. А. Королёва. В молд. балете работали: Б. С. Милютин, И. М. Альтерман, Л. Ф. Худолей, К. И. Лодзейский, А. С. Кривошеин, А. И. Проценко, В. П. Тихонов, Г. А. Мелентьева, П. Н. Фесенко, П. Л. Леонарди, К. А. Осадчая, А. Л. Сердюк, Г. П. Янсон.
Литература: Ошурко Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королёва Э., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970; её же, Спектакль, балетмейстер, танцовщик, Киш., 1977.
Э. А. Королёва
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.