Леонард Уоррен (англ. Leonard Warren; 24 апреля 1911 — 4 марта 1960) — американский оперный певец (баритон).
Американский певец Леонард Уоррен обладал большим голосом красивого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах, совершенной вокальной техникой, сценическим мастерством. Интерпретации Уоррена отличались яркостью, экспрессией, масштабностью. Но не только красота голоса и артистизм были его отличительными чертами: певец не любил гастролировать, свою творческую деятельность он почти без остатка посвятил Метрополитен-опера — поистине, он жил и умер на сцене этого театра в Нью-Йорке.
Леонард Уоррен родился 21 апреля 1911 года в Нью-Йорке, в еврейской семье выходцев из Российской империи. Леонард обучался пению в Колумбийском университете под руководством Сиднея Дича, с 24-летнего возраста пел в хоре, а в двадцать семь лет прошел прослушивание в Метрополитен-опера. Голос певца произвел такое впечатление на комиссию, что театр заключил с ним контракт немедленно — но сначала ему предстояло пройти стажировку в Италии за счет театра. После нескольких месяцев стажировки Уоррен возвратился в Америку, где продолжил совершенствовать свои вокальные навыки — теперь его наставником стал Джузеппе де Лука. Одновременно началась его сценическая деятельность.
Первое его выступление состоялось не в спектакле, а на гала-концерте — он исполнил Пролог из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Кроме того, на концерте был представлен второй акт «Травиаты» Джузеппе Верди, в котором он выступил в роли Жоржа Жермона. В последующие месяцы были и другие концертные выступления, и, наконец, в 1939 году состоялся истинный театральный дебют, Уоррен исполнил партию Паоло в опере Джузеппе Верди «Симон Бокканегра». В том же году он пел Валентина в «Фаусте» Шарля Гуно, Рангони и Щелкалова в «Борисе Годунове» Мусоргского. В следующем году певец исполнил партии Глашатая в «Лоэнргине» Вагнера, Барнабы в «Джоконде» Понкьелли, а также Амонасро в вердиевской «Аиде».
Сценическая карьера Леонарда Уоррена длилась более двух десятилетий. За это время он немало гастролировал — он пел и в Чикаго, и в Сан-Франциско, выступал и за пределами США — в Бразилии, Аргентине, Италии, Канаде. В 1958 году он пел Риголетто в Большом театре, кроме того, он дал в Москве сольный концерт, а также выступил в Риге и Киеве. Но гастролировать он не любил, и большая часть выступлений Уоррена (а количество их превышает шесть сотен) состоялось на сцене Метрополитен.
Какие партии входили в репертуар Уоррена? Разные: Альфио в «Сельской чести» Масканьи, Жерар в «Андре Шенье» Джордано, Верховный жрец в «Альцесте» Глюка, Тонио в «Паяцах» Леонкавалло, Скарпиа в «Тоске» Пуччини, Энрико в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Не только классические шедевры прошлого исполнялись с его участием — в 1942 году певец принял участие в мировой премьере оперы композитора-современника, с его участием была впервые поставлена опера «Островной бог» Джанкарло Менотти.
Но особую славу принесли певцу партии в операх Джузеппе Верди — вероятно, не случайно его творческий путь начался с фрагмента из «Травиаты», а в полноценном спектакле он впервые пел Жермона в 1942 году. В следующем году в его репертуар вошли роли графа ди Луна в «Трубадуре», дона Карлоса в «Силе судьбы», заглавная роль в «Риголетто» и Ренато в «Бале-маскараде», в 1944 году — центральная партия в «Фальстафе», а в 1946 году — Яго в опере «Отелло». По прошествии двух лет он исполнил эту партию в первом в истории Метрополитен-опера спектакле, транслировавшемся по телевидению в прямом эфире. В 1956 он впервые исполнил роль дона Карлоса в «Эрнани», а в 1959 году — заглавную партию в «Макбете», его партнершей в том спектакле была Мария Каллас.
В конце 1950-х годов под влиянием своей супруги певец принял католическую веру. Это было для него очень важным шагом — Уоррен был глубоко верующим человеком.
Сценическая деятельность Леонарда Уоррена завершилась вместе с его жизнью, когда певцу было всего сорок восемь лет. В 1960 году он исполнял заглавную роль опере «Симон Бокканегра» на сцене Метрополитен-опера, но доиграть этот спектакль до конца артисту было не суждено: в третьем акте, после арии «Morir, tremenda cosa» певец внезапно потерял сознание, и через несколько минут была констатирована его смерть.