Вундеркинд
В истории музыки время от времени, как яркие звезды на небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Совсем еще маленькие дети, лет восьми — десяти, а иногда даже меньше, они давали сольные концерты и поражали слушателей силой своего музыкального таланта. Называли этих маленьких музыкантов чудо-детьми (по-немецки — Wunderkind).
Таким вундеркиндом был Моцарт. В возрасте шести — восьми лет он вместе со своей старшей сестрой Наннерль объездил всю Европу, выступая с исполнением музыки на клавире и скрипке соло, играя произведения других композиторов и свои собственные исполняя заранее выученные пьесы и импровизируя прямо на концерте на темы, данные кем-то из публики.
Вундеркиндом был и Ференц Лист. Конечно, дарование его не сравнимо с моцартовским, но и он еще в детстве покорял слушателей виртуозной и не по годам зрелой игрой на фортепиано.
Имена эти знает весь мир. Из вундеркиндов они превратились в крупнейших музыкантов своего времени.
В прошлом веке на вундеркиндов возникла мода. Детей начинали учить музыке в раннем детстве, а если видели значительные успехи, начинали форсировать занятия и спешили выпустить «чудо-ребенка» на эстраду: завоевывать популярность и, конечно, зарабатывать деньги удачливым родителям и предприимчивым антрепренерам. В конце XIX века афиши многих городов Европы буквально пестрели именами вундеркиндов, от которых ждали повторения чуда Моцарта. Но второго Моцарта не появилось. Больше того, вырастая, лишь немногие из бывших вундеркиндов смогли остаться на уровне своей детской популярности.
Прекрасно написала об этом Софья Васильевна Шостакович, мать композитора, которая была его первой учительницей музыки: «Мы, родители, конечно, хорошо понимали и тогда (когда Д. Д. Шостаковичу было семь — восемь лет. — Л. М.), что сын наш достаточно музыкален для того, чтобы стать в будущем профессионалом-музыкантом… Но вместе с тем мы не спешили. Сказать правду, я не очень одобряю, когда юный неокрепший талант начинают всячески мучить ради того только, чтобы произвести сенсацию, выпустив на концертную эстраду маленькое нервное существо с громким именем „вундеркинд“. На мой взгляд очень и очень редко бывает, когда такой ранний музыкант впоследствии вырастает во что-нибудь действительно интересное. Большей частью, поражая зрелым не по возрасту мастерством в пять — шесть лет, он в тридцать представляет собой явление вполне заурядное, ибо творческие силы исчерпаны, организм устал, и человек преждевременно изжил себя».
В наше время никто не гонится за сенсациями. Дети в пять — шесть лет только начинают учиться музыке, а слово вундеркинд приобрело совсем иной оттенок: его употребляют чаще в ироническом смысле или просто в шутку.
Л. В. Михеева
Это немецкое слово, означающее «чудо-ребенок», чаще мелькало в музыкальном мире в XVIII и XIX веках. Но оно не исчезло и в наше время, поскольку не исчезают вундеркинды.
Дети с рано проявившимися необыкновенными музыкальными способностями вызывают всеобщее восхищение и умиление. Классический пример вундеркинда — Моцарт, выступавший в раннем детстве в самых престижных салонах и залах Европы.
Судьба вундеркинда непредсказуема и очень во многом зависит от его родителей и воспитателей. Те из них, кто не может побороть в себе гордое тщеславие, начинают чрезмерно эксплуатировать ребенка, что портит ему здоровье, вырабатывает раннее и нездоровое честолюбие, приводит к поверхностности в музыкальном образовании. А самое тяжелое то, что, с детства привыкший к успеху, добытому не трудом, а лишь демонстрацией того, что дала щедрая природа, такой человек, взрослея, при встрече с жизненными трудностями и с соперниками оказывается с незакаленным и уязвимым характером. Вот почему «звезды» вундеркиндов чаще всего гаснут, когда они становятся взрослыми.
Умные родители не торопятся сообщать ребенку, что он вундеркинд, воспитывают его в скромности и трудолюбии, стараясь создать, насколько это возможно, благоприятные условия для его развития. Последние годы любители музыки с интересом наблюдали за творческим ростом наших вундеркиндов: Жени Кисина, Вадика Репина, Максима Венгерова. Сейчас они уже выросли. Благодаря бережному вниманию, которым их окружили родители, педагоги и музыкальная общественность, переход этих музыкантов в творчески взрослых людей прошел благополучно.
М. Г. Рыцарева