Камбоджийская музыка
Истоки муз. культуры кхмеров (осн. население Камбоджи), формирования их классич. муз. системы восходят к глубокой древности — времени возникновения аустро-азиатских цивилизаций. Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджи (9–14 вв.), кхмерская классич. муз. система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров полифонична, основана на пентатонике. К. м. неотделима от танца. Ритуальные муз.-танц. представления, занимавшие значит. место в ранних обрядах, позднее, при распространении инд. религий (прежде всего брахманизма), стали непременной частью культа в древней Камбодже. В последующее время в более простых церемониях буддийского культа эти своеобразные «драмопантомимы» уже не играли большой роли, хотя и не исчезли вовсе.
Возрождённые в нач. 19 в. древние муз.-танц. традиции легли в основу совр. балетных феерий (на сюжеты «Реамкер» — кхмерского варианта инд. эпоса «Рамаяна» и древних легенд). Выступления Нац. балета, исполняющего эти феерии, идут в сопровождении Большого классич. оркестра Камбоджи — «Преах пией пхат». От народного этот оркестр отличается лишь большим числом инструментов.
С древних времён муз. инструменты Камбоджи практически не изменились. Осн. место в К. м., структуру к-рой определяет ритм, занимают ударные инструменты: барабаны — сампхо (завезён в Юго-Вост. Азию из араб. стран малайцами), чхайям (деревенские танцоры носят его на ремне через плечо, аккомпанируя танцам), литавры — ско-тхом (обязательный инструмент танц. оркестров); гонги, используемые широко во время праздничных шествий; в классич. оркестре есть инструмент конг-тхом, составленный из 16 маленьких гонгов. Среди духовых инструментов гл. место принадлежит гобоям — пей о, пра пей, пей-пок, и флейте — кхлой; у народности пеар имеется инструмент, состоящий из 5–6 флейт, — пхла; во время нек-рых традиц. ритуальных церемоний (напр., на похоронах) иногда трубят в большие морские раковины — бакоу, старинный инструмент, применявшийся ранее на охоте, во время битв (изображения сохранились на памятниках кхмерской архитектуры).
В 12 в. появились струнные инструменты: лютни — та диеу (самая древняя, имеет 1 струну, натянутую при помощи деревянного колка), применяемая в деревне для сопровождения сатирич. импровизационных песенок типа частушек, тяпей, к-рую европейцы наз. азиатской гитарой, и та-кхе (имеет 3 струны, наиболее совершенная лютня Индокитая); инструменты типа скрипки — тро-че, тро-сао, тро-он, тро-кмае (одна из наиболее древних, имеет 3 струны), прототипом к-рых была однострунная тро-сомнеу, ныне исчезнувшая; резонатором в этих инструментах служит половинка тыквы или слоновое колено, обтянутое кожей питона или молодого крокодила.
Наряду с нац. классическими в Камбодже сохранились и др. муз. традиции. Так, напр., «колдуны» и «заклинатели» сопровождают свои действия пением, основанным на своеобразных старинных гаммах, никогда не употребляемых др. музыкантами. В буддийских монастырях монахи исполняют (на древнеинд. яз. пали) однообразные по мелодике ритуальные псалмопения, восходящие к веддическому пению. Бывшие монахи, вернувшиеся к светской жизни, привносят в муз. быт деревни импровизации на темы пространных поэм, излагающих предания о жизни Будды. В Камбодже существуют погребальные песнопения, исполняемые солистом и хором:
От религиозного пения существенно отличаются нар. песни. Большинство сельских песен имеет пунктирный ритм, размер 4/4. Мн. песни состоят из равных по длительности нот.
Иногда встречаются и более высокоорганизованные мелодии:
В 1966 в Пномпене основан Ин-т изящных иск-в для подготовки проф. актёров, музыкантов, танцоров. Ин-т собирает инструментальный, песенный, танцевальный и лит. фольклор, к-рый в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене построен концертный зал, в к-ром происходят (гл. обр. для высокопоставленных гостей гос-ва, дипломатич. корпуса и др.) выступления танц. групп ин-та и редких в стране гастролирующих коллективов. На базе Ин-та изящных иск-в создан оркестр, осваивающий исполнение произведений европ. классич. музыки.
Литература: Frican A. and Bellan G h., Chansons cambodgiennes, L., 1921; Сlоslier G., A propos d’art hindou et khmer, t. 2, P., 1926; Cоral — Remusat G. de, L’art khmer, P., 1940; Sachs C., The history of musical instruments, N. Y., (1940); его же, The rise of music in the ancient world East and West, N. Y., (19431; Gоedes G., L’ancienne civilisation khmere, «France-Asie», Soigon, 1946, v. 1, No 8; Etudes d’art et ethnologie asiatique, P., 1951; Danielon A., La musique de Cambodge et du Laos, Pondichery, 1957.
И. Б. Марунова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.