Натуральные лады

Категории словаря

Натуральные лады — термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонических ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения основных ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17–19 вв.) и в совр. музыке. Это — лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне «Ходила младёшенька по борочку» из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину):

Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский — просветлённым минорным колоритом, лидийский — характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19–20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства — в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы.

Н. А. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», действие IV.

Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово «натуральный» (в общем смысле — «естественный», «соответствующий природе») здесь означает «данный природой» (ср. «натуральный звукоряд», «натуральные валторны»), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: «натуральные» и «искусственные» флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между «натуральным», первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и «искусственным» вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же «природны», т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё — только основа, без наслоений на неё). (См. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова), а также и «хроматизм вразбивку» (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. «Изучение крестьянской музыки… привело меня… к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы», — писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова «диатоника».

Литература: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1–2, М., 1924–25; Барток Б. Автобиография. «Современная музыка», No 7, 1925; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957; Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1–2, М., 1962–63; Верков В. О., Гармония, ч. 1–3, М., 1962–1966, 1970; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб.: Проблемы лада, М., 1972.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Цитра Музыкальные инструменты
Legato, легато Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Плектр Музыкальные инструменты
Корифей Термины и понятия
Кадриль Музыкальные жанры
Ладотональность Теория музыки
Компьютер музыкальный Термины и понятия
Брукнер Антон Биографии
Восьмая нота Теория музыки
Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Югославский балет Балет и танец
Дисгармония Теория музыки

Реклама