Ансамбль (от франц. ensemble — вместе).
1) В балете совместное исполнение танца двумя или более солистами или корифеями. В 18 — 19 вв. наз. pas d’ensamble, в отличие от сольного танца. В зависимости от количества участников А. наз. pas de deux, pas de trois и др. Обычная форма А., сложившаяся ещё в балетах 19 в.: entree, adagio, вариации каждого из участников, общая coda. Но эта форма не является строго обязательной и танц. дуэты, трио, квартеты и др. могут строиться свободно, в зависимости от развития драматич. действия, его образного решения. Нередко в А. участвует также кордебалет. А. может иметь характер дивертисментный (квартет драгоценностей в 3-м акте «Спящей красавицы», пост. М. И. Петипа) или действенный (pas de six фей в прологе того же балета). Нередко А. становятся кульминацией или переломным моментом в развитии действия (сцена нереид в «Спящей красавице», монолог с кордебалетом и дуэт Мехменэ Бану с Ферхадом в «Легенде о любви», в пост. Ю. Н. Григоровича). Т. н. «вставные» А. (в первых актах «Сильфиды», «Жизели», «Лебединого озера») также играют драматургич. роль, они призваны по контрасту оттенить состояния гл. героев и обычно противопоставляются (являются «парными») А. иного характера во вторых актах тех же балетов. Для лучших постановок прошлого характерно обилие ансамблевых построений. В сов. балете на первых этапах, А, использовались недостаточно. Широкое развитие они получили с кон. 50-х гг., особенно в спектаклях Григоровича.
2) Танцевальный (а также вокально-танцевальный) коллектив, исполняющий конц. программы (напр., А. нар. танца, А. песни и пляски, А. классич. танца и др.). Деятельность А. обычно имеет гастрольный характер. В СССР А. нар. танца существуют во всех союзных и автономных республиках. Среди наиболее известных: А. нар. танца СССР (рук. И. А. Моисеев), А. нар. танца Грузии (рук. И. И. Сухишвили и Н. Ш. Рамишвили), А. нар. танца УССР (рук. П. П. Вирекии), хореографии. А. «Берёзка» (рук. Н. С. Надеждина, до 1979) и др.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.