Малагасийская музыка
Искусство малагасийцев является составной частью древней малайско-полинезийской культуры. Малагасийская музыка — своеобразный сплав элементов общей культуры народов, населяющих острова Индийского океана (особенно Индонезии), местных традиций и позднейших влияний европейской (гл. обр. французской) культуры.
Большинство муз. инструментов малагасийцев родственно инструментарию стран Вост. Африки. Предполагают, что именно отсюда происходит зезе (2-струн. инструмент типа гитары), встречающийся в Конго, Танзании, Уганде и др. странах. Своеобразна валиха (на выдолбленном толстом отрезке ствола бамбука по его окружности вырезаны узкие полоски коры, являющиеся струнами), к-рую держат на коленях и играют обеими руками (исполнители — только мужчины).
Малагасийская музыка тесно связана с трудовыми процессами, церемониями и ритуалами (напр., «изгнание злых духов» сопровождалось песней, исполняемой жен. голосом, двумя хорами — женским и мужским, выстрелами из ружей и всевозможными шумовыми эффектами). Богаты песенные традиции малагасийцев. Песни обычно весьма актуальны, насыщены социальным содержанием.
Интерес представляют своеобразные песенные фестивали Хира Гаси (особенно колоритны они в Изотре, квартале Тананариве, где в праздничные дни выступают красочно одетые группы — мпилалао — до 20 певцов и певиц). Представление, в к-ром важную роль играет ведущий, состоит из песен и темпераментных танцев (своего рода соревнование между многочисл. группами исполнителей). Распространённой традицией остаётся «фамадина» — ритуал общения с духами предков, где музыке также отведена существенная роль.
После провозглашения независимости Малагасийской Республики (1960) вопросам строительства культуры уделяется большое внимание, ими занимается Мин-во культуры и нац. просвещения.
Б. Н. Зайцев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.