Fiorenza Cedolins
Фьоренца Чедолинс (итал. Fiorenza Cedolins; род. 18 марта 1966) — итальянская оперная певица (сопрано).
Фьоренца Чедолинс родилась в Андуинсе, маленьком городке провинции Порденоне (регион Фриули-Венеция-Джулия). Уже в раннем возрасте происходит дебют Чедолинс на профессиональных оперных подмостках (1988 год). Первая ее главная партия — Сантуцца в «Сельской чести» Масканьи (Teatro Carlo Felice в Генуе, 1992 год). Обладая пластично-мягким голосом редкой темной окраски и большого диапазона, а также мощным арсеналом технических средств, позволяющим исполнять как партии лирико-драматического сопрано, так и уверенно чувствовать себя в драматическом (веристском) репертуаре, певица на начальном этапе своей карьеры несколько сезонов подряд успешно сотрудничает в качестве приглашенной солистки с фестивалем в Сплите (Хорватия). Стилистически разнородные партии, которые приходится исполнять в этот период, становятся той отправной базой, на которой можно совершенствовать свои певческие возможности и накапливать артистический опыт. Итак, с завидным усердием Чедолинс осваивает широчайший репертуар от «Поединка Танкреда и Клоринды» Монтеверди до «Carmina Burana» Орфа, от «Моисея» Россини до «Саломеи» Рихарда Штрауса.
Как уже отмечалось, судьбоносный поворот в карьере Чедолинс происходит в 1996 году. В качестве победителя Международного конкурса Лучано Паваротти она получает возможность спеть «Тоску» Пуччини в Филадельфии в одном спектакле с главным тенором планеты. В этом же году у певицы — еще одна Сантуцца на Равеннском фестивале (дирижер — Риккардо Мути). Летом 1997 года фирма KICCO MUSIC записывает на CD «Глорию» Чилеа c Чедолинс в главной партии со спектакля на фестивале в Сан-Джиминьяно. Осенью того же года — снова Сантуцца на фестивале Масканьи в Ливорно. Таким образом, сама природа голоса естественно определяет основу репертуара певицы как «веристско-пуччиниевскую».
Тем не менее, начиная с октября 1997 года, Чедолинс принимает решение подвергнуть свой репертуар тщательно взвешенному пересмотру. Предпочтение теперь отдается, прежде всего, лирическим героиням, а также партиям лирико-драматического амплуа, требующим известной гибкости и подвижности голоса наряду с теплой густой окраской звука и насыщенностью вокальной фактуры. Вылазки в репертуар веризма и «большой оперы» (в данном случае под этим термином понимаются полновесные драматические партии) постепенно начинают утрачивать систематически довлеющий характер.
С этого момента число контрактов Чедолинс растет, как снежный ком. Ей один за другим покоряются крупнейшие оперные сцены мира. Траектории ее ангажементов простираются от нью-йоркской «Метрополитен-опера» до лондонского «Ковент-Гарден», от парижской «Опера-Бастий» до барселонского «Лисео», от цюрихского «Оперн-хаус» до мадридского театра «Реал». Автору этих строк дважды выпадает удача услышать певицу в спектаклях театра «Арена ди Верона»: в операх Верди «Трубадур» (2001) и «Аида» (2002). И, конечно же, маршруты творчества закономерно выводят исполнительницу на широкую священную дорогу театра «Ла Скала» — оперной Мекки, которую мечтает покорить любой певец. Миланский дебют Чедолинс датируется февралем 2007 года: главная партия в «Мадам Баттерфляй» Пуччини (дирижер — Мюнг-Вун Чунг) производит настоящий фурор.
Одна из публикаций восторженной итальянской критики того периода в журнале «Messaggero Veneto», интервью с певицей, так и называется «Имя „Ла Скала“ — Фьоренца Чедолинс». Вот что написано в его преамбуле: «Это было настоящее помешательство публики. Храм итальянской оперы, одно из самых почитаемых для любого артиста мест, поднялся на ноги и „вопил“ от наслаждения и одобрения. Фьоренца Чедолинс, молодое сопрано, тронула, увлекла, захватила самую привилегированную и искушенную оперную публику — публику миланского театра „Ла Скала“ — изумительным исполнением главной партии...» Следующий важный этап сотрудничества с этим театром, как уже отмечалось в начале наших заметок, — открытие нынешнего сезона «Ла Скала». И можно не сомневаться: творческие контакты с этим храмом искусства обязательно продолжатся и в будущем.
Голос певицы настолько типичен для итальянской вокальной школы, что невольно возникают исторические реминисценции с голосом легендарной Ренаты Тебальди. К тому же они вовсе не безосновательны. Сабино Леночи, лично знавший Тебальди, поделился во время пресс-конференции своими воспоминаниями. В одну из встреч с великой примадонной он дал ей прослушать записи Чедолинс — и Тебальди воскликнула: «Наконец-то я нашла свою творческую наследницу!» Нынешний репертуар Фьоренцы Чедолинс весьма внушителен. В нем представлен практически весь Пуччини (восемь из его десяти опер). Огромный его пласт составляют оперы Верди. Назовем лишь некоторые из них. Среди ранних произведений это «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Луиза Миллер». Среди более поздних опусов — «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Сила судьбы». И, наконец, оперы, завершающие творчество маэстро из Буссето, — «Дон Карлос», «Аида», «Отелло» и «Фальстаф».
Пласт романтического оперного бельканто в репертуаре Чедолинс невелик («Норма» Беллини, «Полиевкт» и «Лукреция Борджиа» Доницетти), но это объективно и закономерно. В том случае, когда речь идет об интерпретации репертуара романтического итальянского бельканто XIX века, к его выбору певица подходит наиболее придирчиво и избирательно, строго следя за тем, чтобы ее голос в полной мере соответствовал незыблемым стандартам стиля как по тесситурным, так и по своим инструментальным характеристикам.