Македонская музыка

Категории словаря

Македонская музыка

Народная музыка Македонии самобытна и своеобразна по колориту. Богатство ритмики и метрики, гибкость мелодики, свобода архитектоники — её характерные особенности. В основе М. м. диатонична (в юж., юго-вост. и вост. областях встречается иногда пентатоника). Для нар. напевов типичен интервал большой и малой секунд. Влияния Востока выявляются гл. обр. в традиц. инстр. музыке македонских городов и небольших гор. поселений. Разноликость, присущая муз. фольклору, проистекает из взаимовлияний населяющих Македонию отд. этнич. групп (албанцев, цыган, турок и др.).

Различия в нар. музыке отд. областей обнаруживаются в особенностях манеры 2-голосного пения, преобладающего в народе (3-голосие встречается крайне редко), и в степени распространения отд. муз. инструментов. М. м. испытала также влияние муз. иск-ва народов, населяющих Балканы. Особенности М. м. — богатство и разнородность ритма, специфичность и разнообразие метрич. групп (форм). Бытуют две осн. метрич. группы: такты первой делятся на равные ритмич. доли, такты второй — на неравные. К первой группе относятся следующие тактовые структуры: 2/4 (2/8), ¾ (3/8), 4/4 (4/8) и 6/4 (6/8). Ко второй —

Наиболее типичен образец нар. напева, относящегося ко второй группе:

В народе популярно инстр. музицирование. Игрой на инструментах сопровождают пение, танцы; исполняются сольные песенные напевы, наигрыши. Бытуют инстр. ансамбли. Разнообразен муз. инструментарий: ударные — тапан, тапанице, дарбука, дайре; духовые — шупелка, зурла, кавал, кавал-дудук, двойная слагара, гриета (флейта); струнные смычковые — гусле (чемене), кара дужен, ут, канон; щипковые — тамбура-шаракийе. Излюбленные инструменты — зурла и тапан. В отд. областях распространены разл. разновидности инструментов: в одних играют преим. на гайде и зурле в сопровождении малого тапан-чета или дайрета; в др. — на кайа-зурле в сопровождении большого тапана, на чемене и др. Осн. танц. форма — хоро (танец-хоровод). Исполняется в медленном и быстром темпах. Сопровождается игрой на нар. инструментах. Медленное хоро во многом сохранило характер движений, свойственных древним ритуальным обрядам. Исследованию муз. фольклора посв. работы Ж. Фирфова (основатель и рук. ансамбля нар. игр и песни «Танец»), М. Симоновского, В. Хаджиманова. Менее изучена история развития проф. музыки. Известно, что когда юж. славяне приняли христианство, в поместьях македонских владетельных феодалов существовали очаги слав. культуры. Однако не сохранилось каких-либо достоверных сведений о ср.-век. М. м. Лишь по дошедшим до нас памятникам архитектуры, живописи и лит-ры можно предположить, что она была достаточно высоко развита. С распространением христианства юж. славяне, македонцы восприняли византийскую церк. музыку. Её влияние проникло и в македонский муз. фольклор, сказавшись на нек-рых его ритмич. и мелодич. особенностях. Высшей точки развития ср.-век. музыкальная культура достигла в 10 в. В Охриде была осн. патриархия, оказавшая воздействие на распространение церк. и светской муз. культур. В период господства Византийской империи Македония (1018–1239), как и др. балканские страны, многое переняла от византийской культуры. В течение последующего пяти-векового турец. ига, когда жестоко преследовалось малейшее проявление нар. самосознания и нац. культуры, сведения о муз. жизни Македонии теряются. Лишь в кон. 19 — нач. 20 вв. муз. жизнь возрождается, начинается развитие светской проф. муз. культуры. Сложившиеся к тому времени социально-обществ. условия способствовали возникновению культ.-просвет. обществ, объединявших местную интеллигенцию и сыгравших заметную роль в становлении нац. муз. культуры. Первое такое общество было осн. в 1894 в Велесе. В 1895 в Скопье организуется дух. оркестр, в 1907 — певч. об-во «Вардар». С 1908 концерты начинает устраивать культурно-художеств. общество в Витольи, объединявшее хор. и орк. секции. В эти же годы известность получает деятельность первого проф. макед. Музыканта A. Бадева, получившего муз. образование в России (ученик Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева); Бадев был собирателем нар. музыки, он первым установил ритмич. и метрич. особенности македонского муз. фольклора.

После 1-й мировой войны 1914–18 территория быв. Вардарской Македонии — в составе Сербии, в 1918 вошла в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия). Несмотря на то, что великосербская буржуазия проводила политику нац. угнетения, муз. жизнь Македонии не замерла. В 1920-х гг. распространение получает хор. пение. Во мн. городах организуются певч. общества. Для развития хор. иск-ва значительна была деятельность серб. музыкантов П. Ж. Илича и С. Шивачека. В 1928 в Скопье С. Арсич открыла муз. школу, а затем в 1937 была осн. Муз. школа им. Мокраняца. Это положило начало развитию проф. муз. образования в Македонии. Ок. 1930-х гг. началась деятельность первых проф. македонских композиторов во главе с С. Гайдовым и Ж. Фирфовым. Несколько позднее развивает конц. деятельность и пропагандирует М. м. группа исполнителей и композиторов, среди к-рых П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. В эти же годы издаются первые музыкальные произведения македонских композиторов.

Во время освободит. борьбы югосл. народа против гитлеровских захватчиков мн. македонские музыканты с оружием в руках боролись с нем. фашистами, участвовали в партизанском движении. Созданные ими песни и др. вок. произв. вселяли боевой дух в нар. массы. Среди этих композиторов — Богданов-Кочко, Скаловски, Джувалековски, Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, принимающие активное участие в построении муз. культуры Социалистич. Македонии. Опираясь на нац. фольклор, они разрабатывают гл. обр. хоровые жанры. Композиторы молодого поколения выступают чаще с произв. инстр. музыки (К. Македонски, Т. Зографски, Т. Прошев и др.). Среди македонских музыкантов (1960 — нач. 70-х гг.): вокалисты — Д. Фир-фова, А. Липша, П. Апостолова, Н. Креля, М. Скаловска, В. Биджова, Т. Грнчаровски, М. Илиевски, Б. Петров; инструменталисты — Л. Палфи, К. Божиновски, Р. Спасовски, К. Давидовски, Б. Горше; дирижёры — Т. Скаловски, Т. Прокопьев, А. Шурев; музыковеды — Д. Ортаков, Д. Бояджиев, Б. Глигоров, B. Чучков; фольклористы — Ж. Фирфов, М. Симоновски, В. Хаджиманов, А. Линин и др. Среди исполнительских коллективов — хор Радио (осн. в Скопье в 1945) и струн. квартет (осн. в 1937, в новом составе с 1946). В Скопье работают: Македонская филармония (осн. как симф. оркестр в 1944), опера при Македонском нар. т-ре (осн. в 1947), Фольклорный ин-т (осн. в 1950), средняя муз. школа и кафедра музыки при Высшей педагогич. школе (открыта в 1953), CK Македонии (осн. в 1946).

Литература: Firfov Z., Metricke osebine makedonske narodne muzike, predavanje odrzano na konferenciji Medunarodnog drustva za folklor, 1951; Skalovski T., Deset godina muzickog zivota Makedonjije, «Zvuk», 1955, No 2–3; Linin A., O muzickim instrumentima makedonskih slovena, там же, 1968, No 89; Караkas В., Muzicki trvorci vo Makedonija, Skople, 1970.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Цинь Музыкальные инструменты
Египетская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Регтайм Термины и понятия
Фонограмархив Термины и понятия
Vivace, vivo; виваче, виво Термины и понятия
Строй в музыке Термины и понятия
Югославский балет Балет и танец
Субсистема Термины и понятия
Пермь музыкальная Национальные культуры
Анонс Термины и понятия
Упражнение Термины и понятия
Вербункош Музыкальные жанры

Реклама