Тамтам (там-там)

Категории словаря

термин, основанный на звукоподражании, заимствован из языков народов Индии; франц. и итал. tam-tam, нем. Tam-Tam

Ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-вост. Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из спец. сплавов, в к-рые входят серебро, сурьма, медь и др.; благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре Т. из-за его значит. тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку); звук извлекают ударами (по краю или в центр Т.) большой колотушки с шаровидным войлочным или др. наконечником (от материала к-рого зависит окраска звука). Т. издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук "колокольного" оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия Т. нотируется на 1 линейке ("нитке"). Звучание Т. может быть разл. мощности и оттенков окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симф. поэмы "Что слышно на горе" Листа, 1856; "Смерть и просветление" Штрауса, 1889; 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю Т. дерев. палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо; прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара Т., можно получить эффект тремоло.

Т. впервые введён в состав симф. оркестра в последней четв. 18 в. ("Траурный марш на смерть Мирабо" Ф. Ж. Госсека, 1791; опера "Ромео и Джульетта" Штейбельта, 1793). В рус. орк. музыке Т. впервые применил О. А. Козловский ("Реквием" на смерть С. А. Понятовского, 1798; музыка к трагедии В. А. Озерова "Фингал", 1805). Звучность Т. привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его гл. обр. в изобразит. целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й пол. 19 в. Т. получил широкое распространение в симф. музыке ("Данте-симфония", 1857, симф. поэмы Ф. Листа; симфония "Манфред", 1885, фантазия "Франческа да Римини", 1878, балеты и др. соч. П. И. Чайковского; симф. картина "Садко", 1867, симфония "Антар", 1868, нов. ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова; 1-я симфония, 1888, Г. Малера; кантата "Весна", 1902, "Колокола", 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова). Разнообразно применяли Т. композиторы И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Б. Мартину, О. Мессиан. В этнографической литературе Т. называют также деревянный африканский барабан.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 272; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962; Дмитриев Г., Ударные инструменты, М., 1973, с. 66-68; Панаиотов А., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 81-84.

Ю. А. Фортунатов

реклама

вам может быть интересно

Ашхабад музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Музыкальная литература Термины и понятия
Ритмическое деление Теория музыки
Электрофон Термины и понятия
Генеральная репетиция Термины и понятия
Strambotto, страмбoтто Термины и понятия
Аккомпанемент Термины и понятия
Мастерство в балете Балет и танец
Путевой распев Церковная музыка
Оркестр Термины и понятия
Запись танца Балет и танец

Реклама