Jemal Dalgat
Советский дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1960), народный артист Дагестанской АССР (1968). Мать будущего дирижера Д. М. Далгат была одним из первых профессиональных музыкантов Дагестана. Под ее руководством и сделал Джемал Далгат свои первые шаги в музыке. В дальнейшем он занимался композицией в Москве у Н. Мясковского, Г. Литинского, М. Гнесина, а дирижированием в Ленинградской консерватории у И. Мусина и Б. Хайкина, по классу которого окончил аспирантуру в 1950 году. К этому времени он уже систематически выступал на Ленинградском радио.
В 1950 году в результате конкурсных испытаний Далгат был зачислен на должность дирижера-ассистента в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Впоследствии он принял участие в подготовке и проведении двух декад литературы и искусства национальных республик в Москве в качестве главного дирижера Таджикского театра оперы и балета имени С. Айни (1954—1957) и главного дирижера декады дагестанского искусства.
В шестидесятых годах проходят регулярные выступления дирижера с ведущими коллективами Москвы и Ленинграда. В 1963 году Далгат начал постоянную работу в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова, что не мешает ему вести активную концертную деятельность. В его программы входят произведения, редко звучащие с эстрады: оратория Генделя «Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный», кантаты «Песнь судьбы», «Песнь парок» Брамса, сочинения Франка, Респиги, Бриттена.
Запись оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева под управлением Далгата удостоена премии имени А. Тосканини на конкурсе грампластинок в Париже.
Далгату принадлежат переводы на русский язык либретто зарубежных оперных и ораториальных произведений: «Волшебная флейта» Моцарта, «Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный» Генделя, «Дон Карлос» Верди, «Ласло Хуньади» Эркеля, «Сон в летнюю ночь» и «Военный реквием» Бриттена.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969