Монгольский танец, балет
Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью мн. племён. Многочисл. изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике «Сокровенное сказание» (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц. сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими свадьбы, сбор урожая и др.) и содержавшие элементы театрализации.
Наибольший интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар. источником совр. балетного искусства. Получив широкое развитие у зап.-монг. народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа. Биэлгэ называют «танцем тела», т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук (движения ног в нём почти отсутствуют).
С сер. 18 в. в Монголии получили распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам (возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты которых заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно — театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны — в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада — в маске, изображавшей голову быка; духи мёртвых — в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие цам происходило на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религ. начало, он становился театр. зрелищем. Последнее представление цама в Монголии состоялось в 1928.
Современное монгольское танцевальное искусство достигло высокого развития после победы нар. революции в стране (1921). В многочисл. кружках художеств. самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танц. номера. На основе традиц. танцев создавались новые.
В 1930-х гг. в Монголии возник балетный театр. была заложена основа классич. балетного искусства. Монг. нац. классич. балет тесно связан с нар. истоками танц. творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Муз.-драм. театр. В 1963 на базе оперной и балетной трупп этого театра создан Гос. театр оперы и балета МНР. Большое влияние на становление искусства балета в МНР оказала сов. хореографич. школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССР. Значит. вклад в развитие хореографич. искусства МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху, Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б. Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов. балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. училище Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. театр оперы и балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане, Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и др.). Вопросы хореографич. искусства освещаются в журнале «Соёл» («Культура»).
Литература: Ринчен, Из нашего культурного наследия, Улан-Батор, 1958; Долгосурэн Г., Монгол ардын бужиг, Улаанбаатар, 1962; Дашдорж Д., Цоодол С., Ардын дуу, хэгжмийн суу билэгтнууд, ч. 1, Улаанбаатар, 1971.
Хорлоогийн Нацагдорж
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.