Боливийская музыка
Музыкальное искусство Боливии представлено музыкой коренных жителей страны — индейцев, а также музыкой креолов. Индейский муз. фольклор самобытен и разнообразен. Распространены лирич. песенные жанры: багуала, ярави, видала, уанка. Популярны также сопровождающие танцы инструментальные наигрыши — уайно, уайнито.
Индейская музыка осн. на пентатонике, причём используются все 5 её видов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. В индейском муз. фольклоре различаются два своеобразных пласта: музыка жителей горных районов, по характеру сдержанная, неск. суровая, и музыка обитателей равнинной части страны — более жизнерадостная. Богат инструментарий индейцев. Насчитывается св. 20 типов дух. инструментов, среди них — кена (продольная флейта, имеющая от 2 до 6 отверстий, изготовляется чаще из тростника и костей животных), тарка (продольная флейта, отличается от кена размером, тембром), эрке (большая труба, длина её достигает 3 м), сикус (на яз. аймара; антара на яз. кечуа; разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек колеблется от 6 до 20, размер — от миниатюрной до 1,5 м). Из ударных бытуют всевозможные барабаны — путука, уанара, тинтайа и др. Проникновению в индейскую музыку струн. инструментов способствовали испанцы.
Музыка болив. креолов (общая для всех креолов Юж. Америки) сложилась под влиянием испан. музыки. В Боливии популярны креольские танцы — самакуэка (куэка), гато, маринера. Из песенных жанров широко известны лирич. песни: ярави (самобытная, отличающаяся от индейской того же названия), тристе и др. Любимый музыкальный инструмент креолов — гитара (6-струнная, испанская). Встречаются также диатоническая арфа и чаранго (сельская гитара, имеющая 5 двойных струн и иную, чем обычная гитара, настройку). В ансамблевой игре чаранго зачастую поручается наряду с аккомпанементом мелодическая линия (гитара используется только как аккомпанирующий инструмент).
В Ла-Пасе работают Нац. консерватория (осн. 1908), Нац. симф. оркестр (осн. 1940).
Среди проф. композиторов Боливии — Э. Каба, автор многочисл. вок., хор., инстр. произв., в т. ч. балета «Кольяна», симф. поэм «Потоси», «Ильимани»; Т. Варгас — композитор, фольклорист; X. М. В. Майдана — композитор и дирижёр, автор 4 балетов, симф. произв., театр. музыки; А. Г. Браво — композитор и музыковед и др.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.