Военная музыка — музыка, служащая целям патриотического воспитания и строевого обучения войск. Средствами В. м. в войсках осуществляются также функции сигнализации, оповещения, связи и управления. В прошлом В. м. применялась и при боевом вождении воен. подразделений. Исполняется по преимуществу военными оркестрами (см. Военный оркестр). В более широком смысле военная музыка включает в себя и строевую (походную, привальную) песню. Нередко термин «военная музыка» трактуется чересчур расширительно, и под В. м. понимаются любые произв., исполняемые воен. дух. оркестром, независимо от их жанровой принадлежности (увертюры, симфонии, танц. пьесы и т. д.).
Организующие, дисциплинирующие строй, воодушевляющие свойства В. м. отмечались многими военными теоретиками, военачальниками, писателями. А. В. Суворов, например, писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».
В. м. подчинена общим законам муз. иск-ва. Однако обобщённость героико-патриотич. содержания строевой и церемониальной В. м. позволяет использовать её в разл. целях. В СССР и странах социализма В. м.- символ единения армии и народа, мощное средство патриотич. воспитания. В армиях капиталистич. стран В. м. нередко служит пропаганде милитаризма.
Уже у древних народов Египта, Ассирии, Вавилонии, Палестины, Персии, Китая и Индии В. м. широко применялась в сражениях, воен.-обществ. быту и в торжеств. церемониях. В Египте, Ассирии и Вавилонии для исполнения В. м. употреблялись двойной гобой, простейшие продольные флейты, трубы, рога, барабаны, тарелки, литавры. В Др. Египте и Др. Китае наряду с В. м. в войсках применялось и хор. пение.
В. м. Др. Греции и Др. Рима развивала сложившиеся тысячелетиями традиции древних цивилизаций юго-вост. Средиземноморья. По свидетельству греч. историка Фукидида, у македонян особую роль в войсках играла флейта, под звуки к-рой войска двигались спокойно, без порывов; у карфагенян для этой цели служила цитра, у римлян — рог и труба. В. м. и пение т.н. «варваров», в частности воинств. кимвров и тевтонов, внушали всеобщий страх. Важную роль в воспитании критского юношества играл воинств. танец «пиррихий», позднее ставший основой спартанских воен. походных песен и походной музыки — эмбатерий; в нём воспроизводились движения воинов на поле битвы.
Излюбленными инструментами греков на празднествах и в воен. деле были кифары, лиры и авлосы. Древние римляне применяли в бою рога, тубы (трубы), цимбалы и шумовые инструменты, объединявшиеся в разл. ансамбли.
В период раннего феодализма назначение В. м. ограничивалось гл. обр. сигнальными и декоративно-церемониальными функциями. Принципы организации рыцарских феод. армий и формы их боевых действий ограничивали роль В. м. в бою. До 16 в. В. м. представляла собой произвольные комбинации дух. и удар. инструментов (труб, барабанов, литавр). В 16–17 вв., в связи с переходом в большинстве стран Зап. Европы к наёмным армиям с единообразной системой воен. обучения, постепенно устанавливались нек-рые общие принципы организации и применения В. м., более чётко регламентировался воен.-муз. инструментарий.
В период Великой французской революции заметно усилилась общественно-организующая функция В. м. в гос. и гражд. жизни. В массовых нац. празднествах, манифестациях, торжеств. церемониях, религ.-патриотич. процессиях значит. роль принадлежала, в частности, организованному Б. Сарретом и возглавлявшемуся Ф. Ж. Госсеком оркестру Нац. гвардии. Репертуар воен. оркестров обогащался, совершенствовались исполнительская культура и инструментарий. На массовых торжествах оркестр Нац. гвардии и др. оркестры гарнизона исполняли воен. симфонии, патриотич. гимны, марши и др. муз. произв. Нередко они предназначались для больших сводных составов; их авторами были Ф. Ж. Госсек, Ш. С. Катель, Ж. Ф. Лесюэр, Э. Н. Мегюль, Л. Керубини и др. виднейшие композиторы. Позднее этот опыт использовал Г. Берлиоз, создавший Реквием с участием 4 дух. оркестров и революц. Траурно-триумфальную симфонию. Сводные воен. оркестры участвовали в гигантских фестивалях и в др. странах.
Co 2-й пол. 19 в. и особенно в 20 в. использование В. м. непосредственно на полях сражений утрачивает прежнее значение, что объясняется изменившимися условиями боевой тактики.
Вместе с тем участие в совр. войнах многомиллионных масс, возросшее боевое напряжение, широкое применение боевой техники повысили значение в бою морального фактора. Поэтому В. м. продолжает применяться в строевой и боевой подготовке, для воспитания воинов в мирное время, в воинском быту, в культурно-просветительной конц. деятельности, при проведении общественно-церемониальных мероприятий.
Наряду с постепенным ослаблением первоначальной прикладной функции В. м. на протяжении 19 в. происходил процесс её художеств. роста, приобщения к общей муз. культуре. Одновременно упорядочивалась организация воен. оркестров, совершенствовались инструменты, обогащались выразит. средства В. м. и репертуар воен. оркестров. С нач. 19 в. в связи с технич. усовершенствованием дух. инструментов (введение вентильных механизмов, появление семейства саксгорнов) типизируются и расширяются составы воен. оркестров, заметно повышаются их исполнит. возможности. Соответственно расширяется репертуар оркестров.
В России В. м. издавна способствовала формированию высоких морально-боевых качеств рус. солдата.
В период Киевской Руси и позже военные походы сопровождались музыкой с применением труб, бубнов, сопелей (деревянных дудок), позднее — накр, набатов, литавр, а также сипошей, варганов, тулумбасов.
Со 2-й пол. 16 в. и особенно к сер. 17 в. на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы-трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечеств. музыкантов-исполнителей на дух. инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнит. мастерство. Новый этап в развитии рус. В. м. связан с гос., воен. и культурными преобразованиями Петра I. Создание в нач. 18 в. массовой регулярной нац. армии потребовало новой организации воен.-муз. службы в войсках. В пехотных полках (кроме гвардии) были введены штатные оркестры, состоявшие из 9 «гобоистов» (общее наименование воен. музыкантов) и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту). В «Уставе воинском» (1716, изд. в Петербурге в 1826) и др. документах регламентированы действия войск, производившиеся под В. м. Были учреждены гарнизонные школы, в к-рых дети военнослужащих (позже называвшиеся кантонистами) обучались грамоте, воен. наукам, пению по нотам, игре на муз. инструментах. В. м. находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инстр. композициями фанфарно-героич. и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственным, торжественным, встречным, застольным, «виватным» и другим кантам.
С 30-х гг. 18 в. рус. воен. оркестры, состоявшие, как правило, из 2 кларнетов, 2 продольных или поперечных флейт, 2 фаготов и 2 валторн, иногда с добавлением труб и литавр, имели в своём репертуаре уже батальные композиции, марши и др. пьесы более сложного типа.
В боевой практике выдающихся рус. полководцев и военачальников П. А. Румянцева, А. В. Суворова, П. И. Багратиона, М. И. Кутузова, М. Д. Скобелева и др. В. м. являлась важным средством воспитания в рус. солдате патриотизма, преданности Родине. В 18–19 вв. и в нач. 20 в. рус. войска, как правило, шли в атаку и на штурм в сомкнутых колоннах при развёрнутых знамёнах, с барабанным боем, под звуки В. м. и с пением песен. В то же время В. м. украшала воинский церемониал, офиц. гос. торжества, нар. празднества, международный дипломатический ритуал; она была также принадлежностью придворной и усадебной жизни.
Развитие рус. В. м. связано с деятельностью A. А. Алябьева, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, в течение многих лет работавшего инспектором оркестров воен.-морского ведомства, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. С. Аренского. Рус. воен. музыка оказывала влияние на строевой репертуар зарубежных, в частности нем., воен. оркестров. Введённые в рус. воен. оркестрах в нач. 19 в. технич. усовершенствования медных инструментов были затем заимствованы англ. армией. Во время войн с Турцией рус. воен. музыканты познакомились с турецкой или «янычарской музыкой», к-рая была включена в рус. воен. оркестры; вслед за Россией её ввели в свои воен. оркестры и др. европ. страны. В свою очередь, нек-рые обрусевшие музыканты- иностранцы внесли вклад в развитие рус. B. м. (В. И. Главач, В. В. Вурм, А. и А. Д. Дерфельты, Ф. Б. Гаазе и др.).
После Великой Oкт. социалистич. революции В. м. насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революц. песен и боевых патриотич. маршей. Из простого атрибута воен. строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политич. работы, воспитания красноармейцев и гражд. населения в революц. духе.
Первые сов. полководцы и военачальники закладывали идейно-художеств. и организационные основы сов. В. м. М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и др. прославленные герои Гражд. войны лично содействовали становлению сов. воен.-орк. иск-ва. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Сов. гос-во уделяло большое внимание организации воен.-орк. службы.
В период Великой Отечеств. войны 1941–45 В. м. иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т. д.). Концерты воен.-патриотич. музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники к-рых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам.
Коренные изменения, происшедшие после Великой Отечеств. войны в системе Вооружённых Сил, в характере и способах вооруж. борьбы, в методах подготовки и воспитания личного состава армии и Воен.-Мор. Флота, отразились на роли и формах развития В. м. Значение В. м. на манёврах и в походах снизилось.
Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении разл. торжественно-церемониальных мероприятий и нар. празднеств. Усилилась её культурно-просветит. роль как специфич. разновидности сов. муз. иск-ва в целом.
В зависимости от задач и условий применения определились выразит. средства В. м. и её осн. разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная В. м. Уставы Сов. Армии значительно упростили сигнальную службу во всех родах войск, освободив её от устаревших, потерявших значение в бою, строю и воинском быту сигналов, барабанных боёв и маршей.
Осн. жанр В. м.- строевой марш. Его разновидности — походный, или «скорый», парадный, или «для торжественного прохождения», колонный, фанфарный, встречный, похоронный, а также марш конц. типа. К строевой церемониальной музыке относятся такие пьесы, как «Вечерняя заря», «Развод караулов» и др., предназначенные для обслуживания строевых, учебных, церемониальных и бытовых нужд воинских частей.
Репертуар воен. оркестров включает также танц. пьесы, увертюры, фантазии, попурри и др. жанры лёгкой, т.н. садовой, музыки. Мн. марши, вальсы, польки, мазурки и др. пьесы посвящались конкретным боевым эпизодам воен. истории, отражали в обобщённо-героич. или лирич. образах патриотич. идеи и имели условные названия — девизы, напр., рус. марши: «Вступление в Париж», «Бой под Ляояном», «Мукден», «Геок-Тепе» (крепость, завоёванная М. Д. Скобелевым), «Герой», «Триумф победителей», «Тоска по родине», «Товарищи по оружию», «Прощание славянки»; вальсы: «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны», мазурка «Уланы» и т. д. Ряд маршей носит назв. воинских частей или родов войск, к-рым они посвящены: Преображенский марш, марш Печорского полка, Колонный марш 14-го Гренадерского (Грузинского) полка, Егерский марш.
Концертная В. м., менее богатая оригинальными пьесами для дух. ансамбля, ассимилирует произв. симфонич., оперной, хоровой и вок. музыки, особенно военно-героич. батального характера.
Развивая прогрессивные национальные традиции рус. В. м. и наполняя их новым содержанием, сов. композиторы активно работают в области В. м. Обогащению В. м. муз. композициями, специально написанными для дух. оркестров, способствовали такие крупные музыканты, как Р. М. Глиэр («Марш Красной Армии», 1924), С. Н. Василенко («Походный марш Красной Армии», 1929), M. M. Ипполитов-Иванов, Н. Я. Мясковский («Походный торжественный марш» и «Драматический марш», 1931), Д. Д. Шостакович («Торжественный марш», 1940), С. С. Прокофьев (Марш ор. 99) и др. Наряду с маршевыми композициями конц. характера создавались строевые марши (сочинения Н. П. Иванова-Радкевича, Ю. А. Хайта, В. С. Рунова, С. А. Чернецкого и др.). Мн. марши написаны на нац. темы народов СССР (марши А. И. Хачатуряна, А. В. Затаевича, А. М. Сатяна, Н. К. Чемберджи, Д. Ф. Салиман-Владимирова и др.).
Сов. композиторы создали значит. количество произв. крупной формы для дух. оркестров (19-я симфония и Драматич. увертюра Мясковского, 5-я симфония Иванова-Радкевича, 4 симфонии Кожевникова, Пассакалия и фуга Макарова, «Поэма о Сталинградской битве» и симфония «Мужество» Дзегеленка, красноармейские сюиты Кручинина, концертные увертюры, рапсодии, фантазии, сюиты разл. композиторов).
Значит. развитие получила конц. лит-ра для отд. дух. инструментов. В репертуар совр. воен. дух. оркестров входят переложения симфоний и симф. произв. Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и др., а также фрагментов из классич. и совр. опер и балетов. Совр. воен. дух. оркестр среднего состава в Сов. Армии обеспечивает подлинно художеств. раскрытие крупных произведений. Сложность репертуара совр. воен. оркестров, высокие требования, предъявляемые к его исполнению, вызвали необходимость подготовки воен. дирижёров на базе высшего муз. образования (Воен. ф-т при Моск. консерватории), а также спец. подготовки воен. музыкантов.
Литература: Стасов В. В., Европейский концерт, «Санкт-Петербургские ведомости», 18 и 19 октября 1867; то же, Собр. соч., т. 3, СПБ., 1894; Зубов Г. Н., О положении военной музыки в России, СПБ., 1903; Апостолов П., Война и музыка, «СМ», 1946, No 2–3; его же, О военной музыке, «СМ», 1947, No 1; Цуккерман В., Произведения для духового оркестра, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Данилевич Л., Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М.-Л., 1948; Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л., 1965; Военная музыка. Сб., М., 1968.
П. И. Апостолов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.