Сигизмунд Тальберг

Дата рождения
08.01.1812
Дата смерти
27.04.1871
Профессия
Страна
Австрия
Сигизмунд Тальберг

Тальберг, Сигизмунд (нем. Sigismund Thalberg; 8 I 1812, Женева — 27 IV 1871, Позиллипо, близ Неаполя) — австрийский пианист. Учился у З. Зехтера (композиция) и И. Гуммеля (фортепиано) в Вене. С 1830 концертировал в странах Европы, в т. ч. в России (1839).

Игра отличалась элегантностью, певучестью тона, искусством legato (которое у него высоко ценил Ф. Лист), блестящей техникой (вслед за Пэриш-Альварсом и Ф. Поллини, он до Листа применял некоторые ещё не утвердившиеся в пианизме приёмы — распределение мелодии между большими пальцами обеих рук и др.). Г. Гейне считал Тальберга одним из трёх величайших пианистов мира (наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом).

Известен главным образом в связи с т. н. «войной тальбергианцев и листианцев», начавшейся после концертов Тальберга в Париже в 1836. Статьи Листа «О сочинениях Тальберга» и Ф. Ж. Фетиса «Тальберг и Лист» вызвали споры, особенно разгоревшиеся после выступления Тальберга и Листа в одном концерте в Париже в 1837. Эти споры привели к эстетической дискуссии. Она была основана на противопоставлении возглавляемому Тальбергом салонному, «услаждающему» пианизму (поддерживался Фетисом) нового, драматического, идейно содержательного исполнительского искусства Листа, который одержал историческую победу (его сторонники — Г. Берлиоз, Ф. Шопен, Г. Гейне, А. Н. Серов, В. В. Стасов и др.).

Сохранили ценность методические указания Тальберга о способах извлечения певучего звука (из предисловия к сб. «Искусство пения, применённое к фортепиано» — «L’art du chant applique au piano», 4 серии транскрипций, 1830).

Тальберг — автор концерта для фортепиано с оркестром, «Большой фантазии», сонаты, 15 этюдов, 15 вальсов, 9 ноктюрнов, 9 романсов, 2 каприсов, 35 фантазий (в т. ч. на темы опер «Монтекки и Капулетти» Беллини, «Гугеноты» Мейербера, «Моисей» Россини, «Дон Жуан» Моцарта, «Немая из Портичи» Обера, «Цампа» Герольда) и др. пьес для фортепиано, а также камерно-инструментальных ансамблей, романсов. Пользовавшиеся популярностью во 2-й пол. 19 в. фантазии на оперные темы и транскрипции, так же как и оригинальные фортепианные пьесы и другие сочинения Тальберга салонного характера, утратили своё значение.

Литература: Гейне Г., Варианты и добавления. О французской сцене, Полн. собр. соч., т. 6, М.-Л., 1936, с. 422–34; его же, Лютеция, там же, т. 9, М.-Л., 1936, с. 150, 245; Серов A., Избр. статьи, т. 1–2, М.-Л., 1950–57; Алексеев A., История фортепианного искусства, ч. 2, М., 1967: Стасов В., Статьи о музыке, в 5 выпусках, вып. 1, М., 1974; Шуман Р., О музыке и музыкантах. Собр. статей, пер. с нем., т. 2А-2Б, М., 1978–79; Liszt F., Thalbergs Grande Fantaisie op. 22 und Caprices op. 15 und 19, «Revue et gazette musicale de Paris», 1837, 16 juillet; см. также кн.: Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1881 (рус. пер. — Избр. статьи, M., 1959, с. 76–78); Schumann R., Gesammelte Schriften, Bd 1–2, Lpz., 1854, 1914; Lоesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954; Сasella A., Il pianoforte, Mil., 1956; Schonberg H. С, The great pianists, N. Y., 1963; Сhapin v. , Giants of the keyboard, Wash. — Phil. — N. Y., 1967; Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Bologna, 1969. См. также лит. при ст. Лист Ф.

Г. М. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама