Т. м. сочетает разнообразные творч. и исполнит. традиции многочисл. народностей (относящихся гл. обр. к восточным банту) и племён, населяющих Танзанию. Музыке принадлежит большая роль в жизни танзанийских общин, она связана со многими повседневными обычаями и корнями уходит в глубь веков. Музыка сопровождает трудовые процессы, праздничные церемонии, религ. обряды, ритуал инициации ("посвящение" в мужчины или женщины). Иск-во танзанийцев, как и многих др. афр. народов, синкретично: обычно танец сочетается с пением (преим. хоровым) и инстр. аккомпанементом (в основном барабаны, к к-рым иногда присоединяются и др. инструменты). Бытуют как смешанные, так и раздельные (только для женщин или мужчин) танцы. Общины имеют свои танц. "клубы". Напр., у народа ваньяса они существуют в каждой деревне. Своеобразны и самобытны муз. традиции мн. народностей. У народов вагого, васукума, бвали, бондей, пангва и др. напевы основаны на пентатонике; наиболее распространённый метр 6/8. Интересна многогол. музыка, представленная гл. обр. хор. пением народа вагого. Во время исполнения активно взаимодействуют ведущий, солист и хор; голоса хора то образуют полифонич. ткань (порой хор делится на 4 самостоят. группы), то дублируют (в кварту пли квинту) осн. мелодию. Пение сопровождается барабанами (у вагого на них играют женщины), иногда флейтами, трубами, трещотками и свистками. Тематика сочинений большей частью связана с социальными проблемами, реже - лирическая. У народов ниндо и мсуньюнхо существуют сложные, содержащие много условностей правила сочинения и исп. хор. песен (в отношении расположения муж. и жен. частей хора, гокетной техники пения). Исполнители должны обладать отличной памятью, т. к. сочинения ниндо обычно длинные, разучиваются "с голоса" (музыка бытует лишь в устной традиции). В обязанности руководителя таких хор. групп входят сочинение очередного напева и подбор ансамбля (причём строго соблюдается условие принадлежности каждого певца к данной деревне, чтобы новая песня не прозвучала в др. деревне раньше). "Клубы" ниндо создаются в основном для развлечения и отдыха, но их члены участвуют также в фестивалях, обществ. акциях (свадьба, похороны и др.).
Развитые традиции отличают музыку народа васукума, у к-рого существуют разл. муз. общины - Бафуму, Багалу и др. Каждая из общин имеет свои об-ряды, татуировку, маски, костюмы, песни и танцы. Песни состоят из длинных фраз, могут закончиться на любом звуке. В церемониалах васукума зачастую используют барабаны. Спец. барабаны лугайа возвещают о смерти вождя (когда его тело предаётся земле, инструменты кладутся набок), барабаны итемело - о вхождении в полномочия нового вождя (этот церемониал сопровождается также воен. песнями и танцами).
Песни каждой народности отличаются друг от друга ладовой окраской, структурой, способами изложения. Для народов чага и ваньятуру характерны смешанные хоры (мелодии поются в октаву). Их песни строятся по принципу: запев (вопрос) - ответ (ритмически более организован, сопровождается хлопками). У бвали, бондей и пангва фразы запева и ответа довольно длинные. В песнях маконде ответ служит продолжением запева, у мба и нгиндо они почти не отличаются друг от друга, у ваньирамба запев всегда короче ответа. Для песен нгиндо типичны 7-ступенный звукоряд, размер 3/4, диапазон не шире октавы, причём песня может окончиться (как и у васукума) на любой ступени. В хорах масаи часть исполнителей попеременно с солистом ведут мелодич. линию, другие создают выдержанный фон, своего рода остинато. У нгуу нек-рые песни, в т. ч. так наз. сейяло, поются параллельными терциями или секундами. Хор. песни вахехе отличает богатый выбор интервалов в дублировке (лад 7-ступенный). Песни ваньянсу и ваньирамба часто сопровождаются трубами (бамбуковыми или из тыкв). В хор. песнях лугуру мелодич. линия обычно поручена двум голосам (второй голос дублирует её в терцию, кварту, сексту и даже септиму). Зачастую пение сопровождается флейтовыми ансамблями - мбета. Выразительно пение сандаве (мигрировали из Юж. Африки и говорят на койсанских яз.). Они широко применяют фальцет, переходы из одного регистра в другой, напоминающие австр. йодль, пение с закрытым ртом, шёпот; в качестве аккомпанирующего инструмента обычно используется цитра.
У многих народов Танзании выразительны обряды, совершаемые во время похорон, напр. ритуал "Фика я нгомо" у самбаа, связанный с культом предков (совершается через день или через 4 дня после смерти одного из членов общины и продолжается до 4 часов), похоронный обряд у ваньякьюса и др. Своеобразен ритуал, посвящённый полнолунию. Для проведения религ. церемоний и празднеств у ряда народов, в т. ч. сонджо, в центре деревни имеется спец. площадка, где выступают хор. группы, танцоры.
Богат муз. инструментарий Танзании (ещё в кон. 19 в. англ. музыковед П. Кольман составил подробное описание группы инструментов, распространённых у вашаши). Струнные варьируются от примитивного земляного лука (бубумзинга) и простейшего инструмента типа лука с резонатором из тыквы, по струне к-рого ударяют небольшой палочкой (у ватенде он наз. нтоно, у васукума - ндоно), до зезе - смычкового инструмента типа скрипки, имеющего 2 (настройка в малую терцию) или 4 струны. Зезе обычно сопровождает пение. Этот инструмент широко бытует по всей Танзании. Из щипковых известны 8-струн. цитра литунгу (на севере страны), 8-струн. цитра с резонатором - энанга (на северо-западе), разл. виды простейших лир и арф.
В группе дух. инструментов выделяется прежде всего семейство труб - барагуму, изготовляющихся из рогов антилопы и домашних животных (в прошлом применялись в разл. церемониях, ныне используются для аккомпанемента танцам и песням; иногда - в ансамбле из 3-5 инструментов). Имеются также трубы: деревянные - мбута, из тыкв - танинга (у ваньясанзу), металлические (у вазарамо). В прибрежных р-нах Танзании часто встречается инструмент араб. происхождения с двойным язычком и широким конич. раструбом - нзумари (зумари). Своеобразны инструменты лиланди и липененга. В корпус лиланди, сделанный из соединённых между собой тыкв (меньших в верхней части и более широких в нижней), вливается немного воды. Звук, извлекаемый вдуванием воздуха в корпус (игра на лиланди требует больших физич. усилий), - низкий, воспринимается как нечто мистическое. Необычен способ игры на липененге: в корпус (также из тыквы) не просто вдувают воздух, а поют, при этом звук сильно модифицируется. Широко известны флейты - бамбуковые и тростниковые (филимби), свистки, к-рые иногда объединяются в ансамбли (используется принцип гокета). На западе Танзании у бахайя распространены ансамбли духовых - икондере (включают до 5-6 музыкантов), исполняющие в сопровождении барабанов сложную многогол. музыку.
Среди ударных важнейшее место занимают барабаны (нгома), различающиеся своими функциями и техникой исполнения. Барабаны являлись средством передачи информации, а также непременным участником церемониалов (барабаны вождя), ныне возросла их чисто музыкальная роль. Встречается набор барабанов разной настройки (у вазарамо), на к-рых играет группа исполнителей или виртуоз (напр., знаменитый слепой барабанщик Моррис Мньюньюса, играющий на 12-15 барабанах одновременно). Распространены также ксилофоны разных размеров и строев, на деревянной раме, в виде коробки или на ремнях (у вазарамо и нгони название этого инструмента маримба; у ваньякьюса - лимба кубва, или мангоронгондо; у вавера - мангуви-ла). Вазарамо предпочитают дуэты ксилофонистов: один играет на маримба я куанза (инструмент с 9 пластинками), другой - на маримба я кугенкизья (10 пластинок; строй, близкий к пентатонике). Исполнители добиваются большого ритмич., гармонич. и полифонич. многообразия. Среди ксилофонистов-виртуозов выделяется А. Омари (как и Мньюньюса, неоднократно выступал за рубежом). Часто встречается мбира (или маримба я мконо; иногда исследователи называют этот инструмент ручным пианино), к-рая состоит из деревянной основы с укреплёнными на ней металлич. язычками и подвижной рейкой "ладов". Разновидности мбира больших размеров способны воспроизводить от 34 до 45 звуков. У вагого мбира нередко сопровождает пение. Применяются также металлич. колокольчики (нджуга), жестянки (мадебе), деревянные и металлич. гонги, инструменты типа маракаса (маньянга), представляющие собой полую тыкву, наполненную сухими зёрнами, трещотки из тростника - кайамба (или кинджекетули) и бета (у вангони).
Т. м. складывалась, испытывая последовательно влияния (различные по значению и интенсивности) др. афр. культур, греко-романской цивилизации, сирийского, инд. и араб. муз. иск-ва (в музыке Танзании до сих пор существует стиль, в значит. мере сохранивший признаки араб. муз. культуры и носящий назв. "таа-раб"). С приходом колонизаторов существ. влияние на муз. жизнь стало оказывать миссионерство, насаждавшее церк. музыку зап. типа. В гор. традиции хор. пения обнаруживается сильное влияние зап. образцов церк. музыки. Поныне существует Школа церк. музыки (лютеранская; в р-не озера Виктория), представители англиканской церкви ведут муз. занятия в Теологич. колледже. В 1956 католич. священник С. Мбунга создал гимн "Миса Баба йету" (текст - на языке суахили), получивший распространение в юж. части страны. Музыка гимна, несмотря на заметное влияние Запада, воспринимается мн. слушателями как африканская (этим гимном начинает ежедневные передачи для стран Вост. и Центр. Африки радио Ватикана).
С влиянием зап. муз. культуры связано также распространение бэндов (лучший из них - бэнд полиции), а также форм т. н. популярной музыки (группа Патрика и др.). После образования Объединённой Республики Танзании (1964) в стране началось интенсивное строительство культурной жизни. Развитию нац. иск-ва, в т. ч. музыкального, уделяется всё большее внимание. Активно действует Секция музыки и т-ра Мин-ва по делам культуры и молодёжи Танзании. Входящие в неё специалисты по муз. фольклору К. Дж. Нсибу, Р. Мселева, Р. Масимби занимаются собиранием и обработкой традиц. музыки, созданием коллекции нац. муз. инструментов. В 1963 осн. Нац. фольклорный ансамбль (выступал во мн. странах мира). Деятельность ансамбля отражает политику правительства Танзании в области иск-ва, поощряющего обмен этнич. и культурными ценностями между народностями страны.
Большое значение придаётся муз. образованию. Муз. предметы включены в программы начальных школ, для учителей музыки проводятся ежегодные семинары. Музыкантов-профессионалов готовят ф-т иск-в, музыки и т-ра Дар-эс-Саламского ун-та (сектор музыки возглавляет комп. и фольклорист Э. Макала; среди дисциплин - элементарная теория музыки, обязательное фп., курс игры на ксилофоне и др.), колледж иск-в в Чангомбе (руководитель муз. отдела - композитор, пианист и кларнетист Д. Мбилиньи), консерватория в Дар-эс-Саламе (студенты обучаются теории музыки и игре на фп., скрипке, виолончели, кларнете, гитаре). Изданы первые муз. учебники (на суахили). В школах организуются оркестры и хоры, создан студенч. оркестр при консерватории, принимающий участие в концертах, устраиваемых Муз. об-вом Дар-эс-Салама. Появляются и полусамодеят. рабочие (хор Магомени, хор текстильщиков Урафики) и студенческие (хор юридич. ф-та Дар-эс-Саламского ун-та) коллективы, исполняющие традиц. песни на совр. тексты. Для этих хоров характерна динамичная манера исполнения (запевают, как правило, женщины). Радио и телевидение Танзании расширяет передачи, связанные с традиц. музыкой страны.
Совр. музыку Т. (в основном хор. песни) создают комп. Э. Макала (совершенствовался в Лондоне), Л. Филлипо (учился в США), Мшоми, Майягило, Шита, Маконгоро, Мвинамила.
Литература: Коllmann К. P., The victoria Nyanza, L., 1899; Veu1e K., Native lite in East Africa, L., 1909; Cory H., Some East African native songs, "Tanganyika Notes and Records", 1937, No 4; его же, The Ntemi; the traditional rites... of a Sukuma chief, L., 1951; его же, African figurines: their ceremonial use in puberty rites in Tanganyika, L., 1956; его же, Sambaa initiation rites for boys, "Tanganyika Notes and Records", 1963, No 58, 59; Trасеу Н., Recording tour of Tanganyika, там же, 1952, No 32, p. 43-49; Johnson E. von, African harvest dance (Turu), там же, 1954, No 37; Wilson M., Rituals of kinship among the Nyakyusa, L., 1957; Weman H., African music and the church in Africa, Uppsala, 1960; Вrande1 R., The music of Central Africa, The Hague, 1961; Gu11iver P., Dancing clubs of Nyasa, "Tanganyika Notes and Records", 1962, No 58; Gray R. F., The sonjo of Tanganyika, L., 1963; Tenraa W. F. E. R., Sandawe musical and other sound producting instruments, "Tanganyika Notes and Records", 1963, No 60; Mbunga Stephen B. G., Church law and Bantu music, Schoneck-Beckenried (Switzerland), 1963; Gaskin L. J. P., A select bibliography of music in Africa, L., 1965; Nketia K., Multi-part organization in the music of the Gogo of Tanzania, "Journal of the International Folk Music Council", 1967, v. 19.
Дж. К. Михайлов