Баритон

Баритон (нем. Bariton; итал. baritono; от греч. barus — тяжёлый, низкий и tonos — тон).

1) Мужской голос, по высоте средний между тенором и басом. Соединяет силу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора. Диапазон Б. — А — as1; в хор. практике употребителен диапазон, А — f1. Различают лирич. В.- более мягкий и подвижный и драматич. Б. — более мужественный и сильный. По тембру и высоте драматич. Б. (бас-баритон, франц. basse chantante, ранее — basse-taille) ближе к басу и в хоре исполняет партию 1-го баса, а лирич. Б. (тенор-баритон) ближе к драматич. тенору, поэтому в хоре его иногда причисляют к нижним (вторым) тенорам. Начиная с «Дон Жуана» Моцарта, композиторы часто поручают Б. главные партии в операх. В числе наиболее значит. партий лирич. Б. — Дон Жуан; Вольфрам («Тангейзер»), Валентин («Фауст»), Даланд («Летучий голландец»), Риголетто; Амонасро («Аида»), Болконский («Война и мир»), драматического — Евгений Онегин, Демон, Князь Игорь. Партия Б. нотируется в басовом или скрипичном ключе (этот ключ применяется главным образом для отдельных сольных партий). В старинных хоровых произведениях партия Б. записывалась в баритоновых ключах.

2) Струнный смычковый музыкальный инструмент из группы виол с резонансовыми струнами (итал. viola di bardone, baritono, англ. lira viol, нем. Baryton). Прообраз Б. — виола-бастарда. По размеру Б. близок к виолончели, по форме корпуса — к виоле да гамба (см. Виолы). Плоская нижняя дека чуть срезана в верхней половине; резонаторные отверстия (2 или 4) имеют форму змеек. Игровых струн 6–7, настраиваются они по-разному, чаще всего как у басовой (теноровой) виолы. Резонансовых струн от 9 до 28, чаще 14–18, настройка их обычно диатоническая (в большинстве случаев от Е). Располагаются они над верхней декой, частично под грифом. В связи с большим количеством струн шейка и головка очень широки. Исполнитель держал инструмент между икрами ног (как гамбу). Играли и на резонансовых струнах, защипывая их большим пальцем левой руки. Звучание инструмента современники определяли как привлекательное, приятное. Широкого распространения струнный смычковый Б. не получил. С сер. 18 в. приобрёл нек-рую популярность в Юж. Германии и Австрии. Большое количество произв. для Б. написал Й. Гайдн. Видные исполнители-баритонисты: Й. Вейгль, А. Лидль, В. Хаушка (друг Л. Бетховена). В конце 19 в. игру на Б. пытался возродить бельг. виолончелист Э. Жакобс.

3) Духовой мундштучный инструмент баритонового регистра (нем. Bariton, Euphonium, Tenortuba, Tenorbass, Baritonhorn, англ. euphonium, франц. basso, а pistons, итал. eufonio, испан. bombardino). Появился в сер. 19 в. Обычно имеет овальную форму; мензура более широкая, чем у одинакового по строю тенорового инструмента, мундштук чашеобразный. Б. снабжён тремя вентилями; нередко к ним добавляется четвёртый, понижающий на чистую кварту. В СССР применяются Б. строя in В, диапазон по звучанию — Е (у инструментов с квартвентилем С) — b1 (d2). Звук Б. полный, мужественный, благородно-певучий, особенно в верхнем и среднем регистрах. В дух. оркестре Б. часто поручается мелодия — контрапунктирующая, (нередко исполняется в унисон с 1-м тенором) и главная. В аккомпанементе сочетание Б. и теноров даёт ровную слитную звучность. Естественно звучат у Б. арпеджированные фигуры. Нередко вместе с тубой-басом Б. исполняет басовую партию. В симф. оркестре применяется редко. Соло Б. — в балете Д. Д. Шостаковича «Золотой век», в оперетте Н. А. Тимофеева «Солдатская жёнка».

Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Fryklund D., Viola di Bardone, «Svensk Tidsskrift fцr Musikforskning», IV, 1922; Fruchtmann E., The baryton. Its history and its music reexamined, «Acta Musicologica», XXXIV, 1962, p. 2–17; 3) Вилковир Е., Иванов-Радкевич Н., Общие основы инструментовки для духового оркестра, М., 1937; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953.

И. Г. Лицвенко, Л. Н. Раабен, Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Лига Теория музыки
Пауза Теория музыки

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Вундеркинд Термины и понятия
Хейрономия Термины и понятия
Мейстерзингер Термины и понятия
Мазурка Музыкальные жанры
Переменный лад Теория музыки
Ростов-на-Дону музыкальный Национальные культуры
Лёгкая музыка Термины и понятия
Инструментоведение Термины и понятия

Реклама