Армянский балет

«Бессмертие». Театр им. А. Спендиарова. Балетмейстер А. Асатрян

Армянский балет

Армянская хореография унаследовала многовековые народные танцевальные традиции. Сохранилось большое количество плясовых песен (парэрэр) и плясок (парэр или хагэр), сопровождавшихся игрой на муз. инструментах. Обрядовые пляски (тцисайин), связанные с циклом годовых праздников, устраивались вокруг костра, на масленницу их исполняли в масках. Пляски входили в свадебные и похоронные обряды. Были также танцы дорожные, ритуальные, военные. Мн. танцев связано с.-х. работами. Особое место занимали пляски канатных плясунов и борцов.

Проф. балетное иск-во получило развитие после установления Сов. власти. В 1923 — 26 в Ленинакане работал музыкально-драматич. коллектив, в составе к-рого была балетная группа (в т. ч. артисты И. И. Арбатов, И. Сергеев, Т. М. Чабукиани). В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян основал хореографич. студию, где преподавались танцы классич. и бальные, а также арм. и др. народов Кавказа. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1927 А. А. Дуринян и А. А. Сирунян создали новую студию при Наркомпросе. На базе этих студий в 1930 был организован Техникум ритма, пластики и физкультуры, к-рым руководила Лисициан, прививавшая ученикам проф. навыки. В 1931 начал работать проф. хореографич. техникум (с 1937 — Ереванское хореографич. уч-ще).

В Т-ре оперы и балета, открытом в Ереване в 1933, В. И. Пресняков сформировал балетную труппу. Первое её выступление состоялось в том же году в опере «Алмаст» Спендиарова. Были пост.: «Лебединое озеро» (1934) и «Тщетная предосторожность» (1936). Первый нац. балет — «Счастье» Хачатуряна пост, в 1939 И. И. Арбатовым (руководитель труппы с 1938). В спектакле широко использовались нар. мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классич. хореографию с элементами арм. танца. Этот опыт Арбатов продолжил в пост.: «Хандут» на муз. Спендиарова (1945), «Севан» Егиазаряна (1956), «Мармар» Оганесяна (1957).

Традиции, созданные Арбатовым, продолжили балетмейстеры: Е. Я. Чанга («Спартак», 1961; хореографич. поэма «Три пальмы» на муз. Спендиарова; «Голубой ноктюрн» Оганесяна и «Героическая баллада» Бабаджаняна, 1964), М. С. Мартиросян («Озеро грёз» Егиазаряна, 1968; «Антуни» Оганесяна, 1969; «Гаянэ», 1971), А. Т. Гарибян («Сона» Арамяна, 1957, «Сако Дорийский», «Ивушка» и «Ахтамар» Ахиняна, 1966, на тексты О. Туманяна), М. Мнацаканян («Вечный идол» Оганесяна, 1966), В. Ш. Галстян («Гаянэ», 1974; «Давид Сасунекий» Оганесяна, 1976) и др.

Балетная труппа т-ра объединяла лучших исполнителей, многие из к-рых получили образование в Моск. и Ленингр. хореографич. уч-щах, а нек-рые там же прошли курс усовершенствования. В т-ре ставились классич. и сов. балеты: «Конёк-Горбунок» (1941), «Кавказский пленник» (1942), «Раймонда» (1945), «Медный всадник» (1949), «Жизель» (1960), «Спартак» (1961), «Золушка» (1963) и др. В разное время здесь осуществляли пост, балетм.: Л. М. Лавровский, М. Ф. Моисеев, В. А. Варковицкий, Н. А. Анисимова, С. Н. Сергеев, В. П. Бурмейстер, В. К. Литвиненко, О. М. Виноградов, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев; работали дирижёры — нар, арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, засл. деят. иск-в Арм. ССР Р. Г. Степанян, Д. А. Шиканян, А. Г. Катанян, Я. М. Восканян.

Вопросами истории нац. балета занимается Г. Г. Тигранов, статьи и рецензии о балете печатаются в республ. газетах и в журнале «Советикан орвест» («Советское искусство», с 1932).

Литература: Государственный театр оперы и балета в Армении им. А. А. Спендиарова, [сб.], М., 1939; Лисициан С.С., Запись движения. (Кинетография), М. — Л., 1940; её же, Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1 — 2, Ер., 1958 — 1972 (на арм. яз.); Тигранов Г. Г., Армянский музыкальный театр, т. 2, Ер., 1960, гл. 1 — 2, 6 — 7; его же, Балеты Хачатуряна, Л., 1974; Арутюнян Б., Летопись армянского советского театра, кн. 1 — 2, Ер., 1961 — 69 (на арм. яз.); Ереванское хореографическое училище, Ер., 1975 (на арм. яз.).

Н. Г. Саркисян
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Армянская музыка

реклама

вам может быть интересно

Веснянки Музыкальные жанры и формы
Югославская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Родство тональностей Теория музыки
Такт Теория музыки
Пианино Музыкальные инструменты
Шарманка Музыкальные инструменты
Зальцбург музыкальный Национальные культуры
Глас Церковная музыка
Арпеджио Теория музыки
Симметричные лады Теория музыки
Амвросианский гимн Церковная музыка

Реклама