Армянский балет
Армянская хореография унаследовала многовековые народные танцевальные традиции. Сохранилось большое количество плясовых песен (парэрэр) и плясок (парэр или хагэр), сопровождавшихся игрой на муз. инструментах. Обрядовые пляски (тцисайин), связанные с циклом годовых праздников, устраивались вокруг костра, на масленницу их исполняли в масках. Пляски входили в свадебные и похоронные обряды. Были также танцы дорожные, ритуальные, военные. Мн. танцев связано с.-х. работами. Особое место занимали пляски канатных плясунов и борцов.
Проф. балетное иск-во получило развитие после установления Сов. власти. В 1923 — 26 в Ленинакане работал музыкально-драматич. коллектив, в составе к-рого была балетная группа (в т. ч. артисты И. И. Арбатов, И. Сергеев, Т. М. Чабукиани). В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян основал хореографич. студию, где преподавались танцы классич. и бальные, а также арм. и др. народов Кавказа. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1927 А. А. Дуринян и А. А. Сирунян создали новую студию при Наркомпросе. На базе этих студий в 1930 был организован Техникум ритма, пластики и физкультуры, к-рым руководила Лисициан, прививавшая ученикам проф. навыки. В 1931 начал работать проф. хореографич. техникум (с 1937 — Ереванское хореографич. уч-ще).
В Т-ре оперы и балета, открытом в Ереване в 1933, В. И. Пресняков сформировал балетную труппу. Первое её выступление состоялось в том же году в опере «Алмаст» Спендиарова. Были пост.: «Лебединое озеро» (1934) и «Тщетная предосторожность» (1936). Первый нац. балет — «Счастье» Хачатуряна пост, в 1939 И. И. Арбатовым (руководитель труппы с 1938). В спектакле широко использовались нар. мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классич. хореографию с элементами арм. танца. Этот опыт Арбатов продолжил в пост.: «Хандут» на муз. Спендиарова (1945), «Севан» Егиазаряна (1956), «Мармар» Оганесяна (1957).
Традиции, созданные Арбатовым, продолжили балетмейстеры: Е. Я. Чанга («Спартак», 1961; хореографич. поэма «Три пальмы» на муз. Спендиарова; «Голубой ноктюрн» Оганесяна и «Героическая баллада» Бабаджаняна, 1964), М. С. Мартиросян («Озеро грёз» Егиазаряна, 1968; «Антуни» Оганесяна, 1969; «Гаянэ», 1971), А. Т. Гарибян («Сона» Арамяна, 1957, «Сако Дорийский», «Ивушка» и «Ахтамар» Ахиняна, 1966, на тексты О. Туманяна), М. Мнацаканян («Вечный идол» Оганесяна, 1966), В. Ш. Галстян («Гаянэ», 1974; «Давид Сасунекий» Оганесяна, 1976) и др.
Балетная труппа т-ра объединяла лучших исполнителей, многие из к-рых получили образование в Моск. и Ленингр. хореографич. уч-щах, а нек-рые там же прошли курс усовершенствования. В т-ре ставились классич. и сов. балеты: «Конёк-Горбунок» (1941), «Кавказский пленник» (1942), «Раймонда» (1945), «Медный всадник» (1949), «Жизель» (1960), «Спартак» (1961), «Золушка» (1963) и др. В разное время здесь осуществляли пост, балетм.: Л. М. Лавровский, М. Ф. Моисеев, В. А. Варковицкий, Н. А. Анисимова, С. Н. Сергеев, В. П. Бурмейстер, В. К. Литвиненко, О. М. Виноградов, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев; работали дирижёры — нар, арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, засл. деят. иск-в Арм. ССР Р. Г. Степанян, Д. А. Шиканян, А. Г. Катанян, Я. М. Восканян.
Вопросами истории нац. балета занимается Г. Г. Тигранов, статьи и рецензии о балете печатаются в республ. газетах и в журнале «Советикан орвест» («Советское искусство», с 1932).
Литература: Государственный театр оперы и балета в Армении им. А. А. Спендиарова, [сб.], М., 1939; Лисициан С.С., Запись движения. (Кинетография), М. — Л., 1940; её же, Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1 — 2, Ер., 1958 — 1972 (на арм. яз.); Тигранов Г. Г., Армянский музыкальный театр, т. 2, Ер., 1960, гл. 1 — 2, 6 — 7; его же, Балеты Хачатуряна, Л., 1974; Арутюнян Б., Летопись армянского советского театра, кн. 1 — 2, Ер., 1961 — 69 (на арм. яз.); Ереванское хореографическое училище, Ер., 1975 (на арм. яз.).
Н. Г. Саркисян
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.