Гаспаре Спонтини

Gaspare Spontini

Дата рождения
14.11.1774
Дата смерти
24.01.1851
Профессия
Страна
Италия

Спонтини. «Весталка». «O nume tutelar» (Мария Каллас)

Гаспаре Спонтини / Gaspare Spontini

Гаспаре Спонтини родился в городе Майолати (провинция Анкона). Учился в консерватории «Пиета деи Туркини» в Неаполе. Среди его учителей был Н.Пиччинни. В 1796 в Риме состоялась премьера первой оперы композитора «Капризы женщины». В дальнейшем Спонтини создал около 20 опер. Большую часть своей жизни он прожил во Франции (1803-1820 и после 1842) и Германии (1820-1842).

Во французский (основной) период жизни и творчества он пишет свои главные сочинения: оперы «Весталка» (1807), «Фернан Кортес» (1809) и «Олимпия» (1819). Стиль композитора отличает помпезность, патетика и масштабность, вполне соответствующие духу наполеоновской Франции, где он пользовался огромным успехом (был даже некоторое время придворным композитором императрицы). Творчеству Спонтини присущи черты переходности от глюковских традиций 18 века к «большой» французской опере 19 века (в лице ее лучших представителей Обера, Мейербера). Искусство Спонтини ценили Вагнер, Берлиоз и другие крупные художники 19 столетия.

В «Весталке», своем лучшем произведении, композитор смог достичь большой выразительности не только в массовых сценах, изобилующих торжественными маршами и героикой, но и в проникновенных лирических сценах. Особенно удалась ему главная роль Юлии (или Джулии). Слава «Весталки» быстро перешла границы Франции. В 1811 она была исполнена в Берлине. В том же году с огромным успехом прошла премьера в Неаполе на итальянском языке (в главной роли Изабелла Кольбран). В 1814 состоялась русская премьера в Петербурге (в главной партии Елизавета Сандунова). В 20 веке в роли Юлии блистали Роза Понсель (1925, «Метрополитен»), Мария Каллас (1957, «Ла Скала»), Лейла Генчер (1969, Палермо) и др. К шедеврам оперной классики принадлежат арии Юлии из 2-го действия «Tu che invoco» и «O Nume tutelar» (итальянская версия).

В 1820-1842 годах Спонтини жил в Берлине, где был придворным композитором и главным дирижером Королевской оперы. В этот период в творчестве композитора наступил спад. Ему уже не удалось создать ничего равного своим лучшим произведениям французского периода.

Е. Цодоков


Гаспape Луиджи Пасифико Спонтини (14 XI 1774, Майолати-Спонтини, пров. Анкона — 24 I 1851, там же) — итальянский композитор. Член Прусской (1833) и Парижской (1839) академий искусств. Происходил из крестьян. Первоначальное музыкальное образование получил в Ези, занимался у органистов Дж. Менгини и В. Чуффалотти. Учился в консерватории «Пиета деи Туркини» в Неаполе у Н. Сала и Дж. Тритто; позднее некоторое время брал уроки у Н. Пиччинни.

Дебютировал в 1796 комической оперой «Капризы женщины» («Li puntigli delle donne», театр «Паллакорда», Рим). Создал множество опер (буффа и сериа) для Рима, Неаполя, Флоренции, Венеции. Руководя капеллой неаполитанского двора, в 1798-99 находился в Палермо. В связи с постановкой своих опер посещал и другие города Италии.

В 1803-20 жил в Париже. С 1805 был «домашним композитором императрицы», с 1810 директором «Театра императрицы», позже — придворным композитором Людовика XVIII (награждён орденом Почётного легиона). В Париже им созданы и поставлены многие оперы, в том числе «Весталка» (1805; премия «Лучшая опера десятилетия», 1810), в которых нашли выражение тенденции стиля «ампир» на оперной сцене. Эффектные, патетико-героические, изобилующие торжественными маршами оперы Спонтини соответствовали духу французской империи. С 1820 придворный композитор и генерал-музик-директор в Берлине, где поставил ряд новых опер.

В 1842 из-за конфликта с оперной публикой (Спонтини не понял нового национального направления в немецкой опере, представленного творчеством К. М. Вебера) Спонтини уехал в Париж. В конце жизни возвратился на родину. Сочинения Спонтини, созданные после пребывания в Париже, свидетельствовали об известном ослаблении его творческой мысли: он повторялся, не находил оригинальных концепций. Историческая ценность имеет прежде всего опера «Beсталка», проложившая путь французской большой опере 19 веке. Спонтини оказал заметное влияние на творчество Дж. Мейербера.

Сочинения:

оперы (сохранилось около 20 партитур), в т.ч. Узнанный Тесей (1898, Флоренция), Юлия, или Цветочный горшок (1805, театр «Опера комик», Париж), Весталка (1805, пост. 1807, «Имп. академия музыки», Берлин), Фернан Кортес, или Завоевание Мексики (1809, там же; 2-я ред. 1817), Олимпия (1819, Придворный оперный театр, Берлин; 2-я ред. 1821, там же), Альцидор (1825, там же), Агнесса фон Гогенштауфен (1829, там же); кантаты, мессы и др.

T. H. Соловьева

реклама

вам может быть интересно

Мстислав Валерианович Добужинский Музыкальные и театральные деятели
Джон Уивер Танцовщики

Произведения

Публикации

Весталка (La Vestale) (operanews.ru) 23.05.2010 в 16:23

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама