Виуэла (испан. vihuela) — испанское старинное наименование ряда струн. инструментов. Употреблялось с дополнит. видовыми обозначениями: виуэла де арко — фидель (13 -15 вв.) и виола да гамба (16 в.), виуэла де пендула — китара баттенте (до 15 в., см. Гитара), в наст. время — обычная гитара, виуэла де мано — ручная Виуэла — щипковый инструмент 16–17 вв., по внешнему виду и приёмам игры близкий к гитаре, но имеющий слегка выпуклое дно.
Виуэла де мано бытовала в высших слоях испан. общества, особенно в 16 в. Выполняла те же функции, что лютня во Франции и Германии. Чаще всего виуэла де мано с 10 ладами имела 5, иногда 7 двойных струн. и 1 одинарную, на к-рой исполнялась мелодия. Струны настраивались в осн. по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струной (напр., G, с, f, a, d1, g1). Инструменты богато украшались инкрустациями из твёрдых пород дерева, кости и серебра. На виуэле де мано аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танц. пьесы.
Наиболее выдающимися исполнителями на виуэле де мано и композиторами, писавшими для неё произв., были Л. Милан, М. де Фуэнльяна, Л. де Нарваэс, Э. де Вальдеррабано, Э. де Кабесон. Музыка записывалась табулатурой на 6 линиях, каждая линия соответствовала одной из струн. Во мн. произв. для виуэлы де мано нашли отражение черты испан. нар. музыки. Муз. лит-ра для В. де мано стала предшественницей лит-ры для гитары. В конце 16 в. с распространением клавишных и смычковых инструментов В. де мано утратила прежнее значение, однако бытовала до конца 17 в.
Литература: Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, с. 30, 35–36; Trend J. Br., L. Milan and the vihuelistas, «Hispanic notes and monographs», XI, L., 1925; Roulton D., Notes on some differences between the lute and the vihuelle and their music, «The Consort», XVI, 1959.
Б. Л. Вольман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.