Тритоновый лад

Категории словаря

Тритоновый лад, дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), — тип симметричного лада, центральное отношение которого образует тритон (отсюда название). В отличие от других симметрич. ладов, тритоновый лад обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному составу ладовых звукорядов). Применяется в мелодич. и аккордовой (групповой) формах (ср. Увеличенный лад, Уменьшённый лад). Образцы Т. л.:

А. К. Лядов. «Из Апокалипсиса», такты 1–5.

О. Meссиан. «Неосязаемые звуки грёз».

См. также тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского в ст. Полиаккорд: аккордовая структура — C-dur + Fis-dur, звукоряд —

Структурное родство нередко сближает уменьшённый и Т. л. (напр., в произв. А. Н. Скрябина позднего периода творчества в уменьшённом ладу функционально тождественными часто оказываются гл. аккорд и аккорд на ступени, отстоящей от него на тритон, что типично для Т. л.; см. пример из 8-й фп. сонаты Скрябина в ст. Уменьшённый лад). См. Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Электромузыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Кеманча (кяманча) Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Тамбурин Музыкальные жанры
Восьмая нота Теория музыки
Оперетта Термины и понятия
Брукнер Антон Биографии
Flic-flac, флик-фляк Балет и танец
Хейрономия Термины и понятия
Жюри Термины и понятия
Военная музыка Термины и понятия
Энармоника Термины и понятия
Пастурель Музыкальные жанры

Реклама