Опера-сериа

Опера-сериа (итал. opera seria — серьёзная опера) — жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17–18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Известнейшие либреттисты оперы-сериа — поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы — А. Скарлатти, Л. Лео, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (ранние оперы; «Милосердие Тита», 1791) и др.

С распространением итальянского искусства в Европе опера-сериа приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценического действия) и собственно музыки. Всё относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже ансамблях разного типа — героических, лирических, скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение было сопряжено с безграничным господством певцов-виртуозов на оперной сцене, с пением кастратов, со свободным введением «украшений» в мелодию по вкусу певца и т. д.

К середине 18 в. назрел эстетический кризис оперы-сериа как «концерта в костюмах», где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. Это привело к характерным для эпохи творческим исканиям итальянских композиторов (и Генделя), которые стремились усилить в опере-сериа роль драматизированного речитатива в драматических кульминациях (т. н. речитатив accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра.

В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх «Орфей и Эвридика» и «Альцеста» драматургическую концепцию оперы-сериа. Однако традиции оперы-сериа продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. молодого Дж. Россини, Г. Спонтини. В 19 в. это определение жанра утратило первоначальный смысл и практически вышло из обихода.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; Kretzschmar Н., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Abert H., Die Opera seria, в его кн.: W. А. Mozart. Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns Mozart, Bd 1, Lpz., 1955.

T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Выворотность Балет и танец
Акт, действие Термины и понятия

Главы из книг

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Лейпциг музыкальный Национальные культуры
Vivace, vivo; виваче, виво Термины и понятия
Бриндизи Опера, вокал, пение
Фестивали балета Балет и танец
Simple, семпль Балет и танец
Партия Термины и понятия
Ирмос Термины и понятия
Боливийская музыка Национальные культуры
Эпиталама Музыкальные жанры

Реклама