Бельгийская музыка
Истоки музыкального искусства современной Бельгии берут начало в нидерландской художеств. культуре 15–16 вв., к-рая явилась основой для сложившейся позднее Б. м. Формирование Б. м. протекало в сложных историч., политич. и социально-обществ. условиях. Это объяснялось тем, что территория совр. Бельгии, находившаяся под многовековым испан. владычеством, затем вошла в качестве провинции в империю австр. Габсбургов, а позднее попала под власть Франции и Германии и стала независимой лишь после Революции 1830. Кроме нац. муз. традиций фламандцев, населявших север страны и связанных с голл. культурой, и валлонов, обитавших на юге и испытавших воздействие франц. культурных традиций, в Б. м. сказалось сильное нем. влияние. Эти различия нац. муз. культур проявляются как в муз. фольклоре, так и в проф. муз. творчестве.
Ещё в эпоху средневековья на территории совр. Бельгии бытовали разл. обряды, давались нар. представления, мистерии, содержавшие элементы муз. действия; в городах выступали труппы бродячих комедиантов и музыкантов, были распространены хор. пение, игра на смычковых инструментах. В 14 в. в Брюсселе существовало братство менестрелей. В эпоху Возрождения выдвигается т. н. нидерландская (франко-фламандская) полифонич. школа (см. Нидерландская школа), оставившая глубокий след в зап.-европ. иск-ве 15–16 вв. Эта школа сложилась на основе разносторонних достижений нидерл. художеств. культуры и опиралась на нар. песенное творчество. Её формирование протекало одновременно с процессом развития нидерл. иск-ва и архитектуры этого времени.
Крупнейшие представители нидерл. школы — Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо, И. Окегем и др., работавшие во мн. зап.-европ. странах, — современники X. Мемлинга, А. Ван Дейка, Рогира ван дер Вейдена. Выходцы из бельг. провинций, эти композиторы создали выдающиеся образцы культовой и светской многогол. хор. музыки a cappella. Их художеств. традиции получили в дальнейшем развитие в церк. певч. школах — метризах, где обучались почти все видные бельг. музыканты 17–18 вв.
С упадком полифонич. иск-ва (17 в.) нидерл. школа утратила ведущее значение. Несмотря на то что Б. м. в этот период не выдвинула крупных композиторов, проникновение новых художеств. веяний (гл. обр. из Италии и Франции), связанных с утверждением в муз. иск-ве гомофонного стиля и развитием инструментализма, способствовало распространению муз. культуры в бюргерских кругах, что создало предпосылки для последующего развития Б. м. Флам. живописцы 17 в. запечатлели и разнообразные типы любителей музыки, и красочные сцены домашнего музицирования горожан.
В среде бюргеров культивировались преим. камерно-вок. жанры, в аристократич. салонах и придворных капеллах — игра на органе и в особенности на клавесине. О популярности этого инструмента свидетельствует получившее массовое развитие изготовление клавесинов, сосредоточенное в основном в Антверпене, где работало семейство мастеров Рюккерсов. Клавесины фламандской работы считались лучшими в Зап. Европе.
С 16 в. Антверпен становится также одним из центров европ. нотопечатания; здесь работали крупные нотоиздательские фирмы (Т. Сузато и др.). Значение муз. центра приобретает Брюссель. Здесь ещё в 1431 была организована придв. капелла, в к-рую входили видные итал. и испан. музыканты. Во 2-й пол. 17 в. на основе придв. оперных и балетных представлений формируется муз. т-р, высокого уровня достигает культовое хор. пение, сосредоточенное в гор. церк. капеллах (наиболее известная — капелла собора Сен-Гюдюль).
Среди бельг. музыкантов 17 в. выделяется валлонец А. Дюмон (1610–89), автор месс, мотетов, произв. для органа. Он долгое время работал в Париже, где руководил корол. капеллой. Его лучшее произв. — колоритный «Французский мотет» (с вок. партиями, носящими ясно выраженный инструментальный характер, с солирующими эпизодами, сопровождаемыми бассо-континуо и характерными диалогами) — носит скорее декоративный, чем подлинно религ. характер. Его творчество в этом жанре оказало воздействие на франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, М. Р. Лаланда, Л. Куперена).
В 18 в. получает развитие органная и клавесинная музыка. Выдвигаются органисты: в Брюсселе — ван Керховен и П. Корне, в Антверпене — Д. Рокка, в Лувене — ван ден Гейн. В их композиторском творчестве отразилось франц. влияние, сказавшееся на гармонич. ясности письма и простоте фактуры органных сочинений. Развивается творчество композиторов-клавесинистов Ж. Б. Лейе, ван Хелмонта, Ж. Э. Фьокко. Последний — видный представитель семейства бельг. музыкантов итал. происхождения; он писал гл. обр. культовую музыку, однако наиболее известен своими «Пьесами для клавесина» (сб. «Piиces de clavecin», 1730); несмотря на сильное воздействие франц. клавесинной культуры, они отмечены индивидуальными чертами — свежестью мелодич. оборотов, ритмич. изобретательностью, богатством фантазии.
Появляются и мастера симф. музыки, среди них — П. ван Мальдере, писавший также оперы и концертировавший как скрипач и дирижёр во Франции, Австрии, Германии, Англии. Среди его сочинений гл. значение имеют симфонии, в к-рых он выступает как передовой художник, примыкающий к мангеймской школе. Пользовавшиеся популярностью, эти произв. сыграли определённую роль в выработке формы классич. симфонии.
В 18 в. возрастает значение придв. капеллы в Брюсселе, пополнившейся бельг. музыкантами. Наибольший расцвет её деятельности связан с композитором и скрипачом А. Ж. де Крусом (возглавлял капеллу с 1749). После открытия в Брюсселе т-ра «Де ла Монне» (1700) всё большее место в муз. жизни занимает оперное иск-во. В репертуаре преобладают произв. франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра). В 1759 осуществляется пост. первой бельг. оперы-комедии «Маскарад-пастораль» ван Мальдера.
В конце 18 в. выдвигаются крупнейшие композиторы — видный симфонист Ф. Ж. Госсек и выдающийся мастер комич. оперы А. Э. Гретри, деятельность к-рых протекала во Франции. Их творчеством как бы обобщён художеств. опыт бельг. композиторов и определён вклад, внесённый Б. м. во франц. муз. иск-во. Тесная связь Госсека и Гретри (позднее С. Франка) и мн. др. бельгийских музыкантов с франц. художеств. культурой указывает на то, что Б. м. конца 18 в. является также достоянием муз. иск-ва Франции.
Великая франц. революция и последовавшая затем оккупация французами австрийских Нидерландов вызвали существ. изменения в развитии Б. м. Сходит на нет роль метриз, вследствие чего церковь теряет монопольное право на муз. образование. По образцу Парижской консерватории организуются светские муз.-учебные заведения. В 1812 Ж. Б. Рукур создал муз. уч-ще в Брюсселе, вскоре открылось уч-ще в Льеже. Эти учебные заведения заложили основы новой гос. системы муз. образования. На их базе в 1830–40 организуются первые консерватории — в Брюсселе, Льеже и Генте. Они имели большое значение в воспитании нац. муз. кадров, положили начало формированию композиторской и исполнительской школ.
В 19 в. на развитие Б. м. (вплоть до 70-х гг.) продолжает оказывать наибольшее влияние франц. муз. культура, гл. обр. франц. оперная музыка. Опера занимает доминирующее место в творчестве большинства бельг. композиторов этого времени. Среди них Ф. Ж. Фетис (впоследствии крупнейший музыковед), автор комич. опер «Любовник и муж» («L’Amant et le mari», 1820), «Манекен из Бергамо» («Le mannequin de Bergame», 1832) и др., подражавший А. Ф. Буальдьё и Ф. Л. Ж. Герольду А. Гризар — мастер небольших муз.-сценич. произв., в к-рых сочетаются черты, присущие итал. опере буфф и франц. комич. опере 18 в. Более поздние оперы гентского композитора А. Лимнандера де Ньивенхове содержат уже романтически-декоративные элементы; отмеченные драматич. коллизиями «Черногорцы» (1849), «Замок Синей Бороды» (1851) и др. отражают влияния музыки Л. Ф. М. Обера, А. Ш. Адана и Дж. Мейербера.
В ещё большей степени эти тенденции проявляются у Ф. О. Геварта (как и Фетис, он впоследствии посвятил себя музыковедению), отразившего в своём оперном творчестве широкий диапазон влияний — от Мейербера до Ж. Оффенбаха. Наиболее известна его опера «Квентин Дорвард» («Quentin Dorward» по Вальтер Скотту, 1858), в к-рой воссоздан романтич. колорит эпохи. Лучшее из созданного им — героич. кантата «Якоб ван Артевельде» (1864), отмеченная мужественностью стиля и декоративностью письма. Однако в целом творчество Геварта, как и других совр. ему бельг. композиторов, было эклектично.
Во 2-й пол. 19 в. развитие Б. м. представляет сложную и во многом пёструю картину. В 1870-х гг. намечается перелом в бельг. опере. Под воздействием творчества Р. Вагнера происходит постепенный отход бельг. композиторов от традиционных оперных форм, что связано с преодолением художеств. стандартов франц. оперного иск-ва. Характерное произв. переходного периода — опера «Чёрный капитан» («De zwark kapitein», 1877) Ж. Мертенса, по форме и тематике близка к «Летучему голландцу» Вагнера.
На фоне усиливающихся вагнеровских влияний, к-рым отдали дань в своём оперном творчестве такие мастера, как Э. Тинель, а также Э. Матьё, Ф. Серве, Я. ван ден Эден и др., возникает широкое демократич. движение за возрождение фламандской нац. музыки, с опорой на нар. творчество. Во главе его — П. Бенуа с группой учеников и последователей, т. н. фламандская (антверпенская) школа, для к-рой вместе с тем характерно тяготение к нем. муз. культуре и оперному жанру. Лучшие оперы Бенуа, основанные на нац. историко-героич. («Усмирение Гента» — «Pacificatie van Gent», 1876) или бытовых («Деревня в горах» — «Het dorp in’t gebergte», 1856) сюжетах, с использованием нац. муз. фольклора, явились этапом в развитии бельг. оперного иск-ва. Однако наиболее значительна кантатная и ораториальная музыка Бенуа. Его оратории «Люцифер» (1866) и «Шельда» (1868) и в особенности кантата «Рубенс» (1877) — высокохудожеств. образцы нац. музыки.
Его видный ученик и последователь — Я. Блокс. Оперы Блокса на сюжеты из флам. истории «Принцесса таверны» («Herbergprinses», 1896), «Тиль Уленшпигель» (1900) и др., отличавшиеся сочностью муз. языка и эмоциональной напряжённостью действия, способствовали утверждению нац. оперного стиля.
К антверпенской школе примыкают Э. Тинель и Л. Дюбуа. Среди сочинений Тинеля выделяются муз. драмы «Годелив» (1897) и «Катарина» (1909) — произв. умеренно вагнерианского направления, а также мн. песни, в особенности на тексты Н. Ленау, и цикл «Старофламандские песни», написанный под воздействием Р. Шумана и И. Брамса, но проникнутый индивидуально-прочувствованным муз.-поэтич. настроением и отличающийся тонкостью муз. красок. Л. Дюбуа известен гл. обр. мелодрамой «Смерть» («Le Mort», 1894). Это произв. привлекло внимание драм. силой отд. эпизодов, переплетающихся с живописной передачей картин сельской жизни, сценами нар. веселья, применением остроумно разработанной композитором системы лейтмотивов.
Одновременно с антверпенской школой в Б. м. складывается валлонское направление, для к-рого типичны связи с франц. музыкой. Во главе его — Г. Лекё и Ж. Йонген. Рано умерший Лекё заложил основы камерной Б. м. — его соната для скрипки и фп., струн. квартеты (завершены В. д’Энди) отличаются выразительной мелодикой нар. склада и тонкостью гармонич. языка; ему принадлежат также орк. произв. Среди мн. произв. разл. жанров Йонгена наиболее значительны сочинения для оркестра, в т. ч. симфония для оркестра с органом «Арденнские впечатления» («Impressions d’Ardennes», 1913), камерные сочинения (струн. квартет, фп. трио и др.). Уравновешенность формы, мягкость мелодики и ясность письма — отличительные их черты.
Для последнего тридцатилетия 19 в. характерны поиски бельг. композиторами новых творч. путей; заметное влияние на Б. м. стала оказывать русская музыка. Начало этому процессу положило знакомство с творчеством А. С. Даргомыжского во время его вторичного посещения Бельгии (1864–65), когда в симф. концертах «Ассоциации брюссельских музыкантов» прозвучали его сочинения, высоко оценённые Ф. Ж. Фетисом. В дальнейшем мн. бельг. композиторы (Ж. Дюпон, Ж. Т. Раду, Л. Г. Юберти, Э. Тинель, П. Жильсон) выступали пропагандистами творчества комп. «Могучей кучки».
Важное значение для популяризации рус. музыки в Бельгии имела деятельность Л. Мерси-Аржанто, устраивавшей (с 1885) в Брюсселе «Русские концерты» (по её инициативе в качестве дирижёра был приглашён Н. А. Римский-Корсаков), и дирижёра Т. Жадуля, одного из основателей «Русского музыкального клуба» в Льеже, особенно много сделавшего для популяризации творчества А. П. Бородина.
Важное значение имело об-во «Концерты Изаи» (с 1895), в к-рых большое место занимали симф. произв. рус. композиторов. Влияние рус. музыки сказалось гл. обр. на развитии в Бельгии симф. жанра, отчасти на обращении бельг. композиторов к муз. фольклору народов Востока. Наиболее ярко воздействие «Могучей кучки» проявилось в творчестве П. Жильсона. Первое исполнение его симфонии «Море» в 1890 стало важным событием в муз. жизни Бельгии. В свежести орк. колорита, пластичности мелодич. материала, новизне приёмов инструментовки выявилось своеобразное преломление русских влияний. На разработке народной рус. темы построены «Симфонические вариации» Жильсона.
Рус. влияние, наряду с вагнеровским, ощущается в орк. творчестве О. де Бёка — такова симфония g-moll с её живописностью орк. колорита и темпераментностью музыки, «Дагомейская рапсодия» («Dahomeaanse Rhapsodie», 1893), «Фантазия на две фламандские народные песни» («Fantasie op twee vlaame volkslideren»). Популярны его оперы на нац. сюжеты, в к-рых использованы элементы бельг. фольклора, — «Сон в зимнюю ночь» («Winternachtsdroom», 1902), «Рейнские гномы» («Rijndwergen», 1906), «Изумрудная дорога» («La Route d’Emeraude», 1921).
Несмотря на высокий проф. уровень, достигнутый Б. м. к концу 19 в., она всё же остаётся эклектичной. Произв. бельг. композиторов не выходят за рамки нац. значения. Исключением является С. Франк — крупнейший бельг. музыкант 19 в., творчество к-рого приобрело общеевроп. значение. Оно неразрывно связано с франц. муз. иск-вом, но своими корнями уходит в нац. почву, опираясь на бельг. муз. культуру, художеств. традиции бельг. органистов. Симф. и особенно камерно-инстр. сочинения Франка — вершина Б. м. Они оказали огромное влияние на творчество композиторов валлонского направления, а также на В. Врёльса и др. представителей поколения бельг. музыкантов, сформировавшихся под прямым воздействием музыки Франка. В 19 в. музыковедение и особенно бельг. исполнительское иск-во вышли за пределы нац. значения.
Мировую известность получила бельг. скрипич. школа, основоположником к-рой является Ш. Берио. Его ученик А. Вьётан и воспитанник последнего Э. Изаи, а затем С. Томсон, Ю. Леонар, Ж. Л. Массар, П. Марсик (последние трое тесно связаны с франц. муз. культурой) положили начало формированию т. н. франко-бельг. скрипич. школы, одному из ведущих направлений в европ. скрипич. иск-ве 19–20 вв. Первоклассных виртуозов выдвинула бельг. виолончельная школа (А. Ватта, Ф. Демунк и особенно Ф. Серве Старший), вокальная школа (певцы Э. Дейк и Э. Блауварт).
Капитальные труды Фетиса и Геварта по истории и теории музыки, а также муз. лексикографич. работы Фетиса оказали влияние на развитие европ. музыковедения.
После 1-й мировой войны муз. жизнь Бельгии активизируется и демократизируется, особенно это проявляется в исп. симф. и камерной музыки. Наряду с ранее существовавшими (в Брюсселе) конц. организациями — «Популярные концерты классич. музыки» (с 1865), «Концертное общество консерватории» (с 1894), об-во «Концерты Изаи», возникают новые — «Духовные концерты» (1919), «Концерты Дефо» (осн. в 1922 известным дирижёром Д. Дефо), Филармоническое об-во (осн. в 1927 А. ле Бёфом, объединено в 1930 с «Популярными концертами классической музыки»), «Дом музыки» (с 1930), «За старинную музыку» («Pro musica antiqua», осн. в 1933 С. Кейпом, рук. Ш. ван ден Боррен), занимающееся исполнением музыки 12–15 вв. на реконструированных старинных инструментах, «Дневные концерты» (с 1939), к-рые популяризировали главным образом камерную музыку.
В 1932 был организован симфонический оркестр радио, в 1936 — Нац. симф. оркестр, крупнейший бельг. исполнит. коллектив. Среди камерных ансамблей — струн. квартет «Pro arte» (осн. 1913), пропагандировавший совр. музыку. Ведущий муз. деятель этого периода (1920–1930) — П. Жильсон, хотя наиболее значит. произв. им были созданы ещё до 1914. Большинство совр. бельг. композиторов, выступивших в 1920-40-х гг., в той или иной степени является его учениками. В 1925 вокруг Жильсона объединилась группа молодых музыкантов, получившая название «Синтетисты», ставившая своей целью овладеть совр. композиторской техникой. Из этой группы вышли видные композиторы старшего поколения: М. Пот, М. Схумакер, Р. Бернье, Ф. Бургиньон. Среди др. композиторов старшего поколения — Ж. Абсиль, Ф. Кине, Р. Дефоссе, Ф. Петерс; позднее выдвинулись Л. Хейбрехтс и Д. ван де Вёстаде.
Своеобразием творч. индивидуальности выделяется Ж. Абсиль, один из немногих музыкантов, получивших широкое признание за пределами Бельгии. Абсиль является организатором творч. кружка «Сирены» и одним из основателей журн. «Revue internationale de musique» (1938).
Среди молодого поколения бельг. композиторов получили распространение додекафония, конкретная, электронная, серийная музыка, алеаторика, пуантилизм и др. модернистские течения; отрицат. влияние оказывает лёгкая музыка, рассчитанная на невзыскательный вкус слушателей, часто звучащая с эстрады, по радио и телевидению.
Муз. центр страны — Брюссель, где сосредоточены осн. муз. учреждения, учебные заведения, муз. об-ва, проводятся крупнейшие междунар. муз. конкурсы — им. Э. Изаи (скрипачей, 1937; пианистов, 1938; с 1950 наз. им. королевы бельгийской Елизаветы). Междунар. конкурсы проводятся и в др. городах: органистов им. Баха в Генте (1946), вокалистов — об-ва «Эхо трудящихся» в Вервье (с 1948), струн. квартетов в Льеже (с 1951). Организуются мн. муз. празднества, фестивали: с 1946 Органное празднество в Генте — крупнейшем европ. центре органного иск-ва, с 1964 — «Фламандский фестиваль» в Брюгге. Работают оперные театры в Антверпене, Генте, Льеже, Монсе.
В Бельгии существует гос. система муз. образования. Работают консерватории в Брюсселе (осн. 1832), Антверпене (с 1876 — муз. школа, в 1898 преобразована в корол. фламандскую консерваторию), в Льеже, Генте, Шарлеруа, школа церк. музыки в Мехелене (Малин), где также находится муз. школа игры на карийоне. В Монсе имеется Музыковедч. ин-т, занимающийся изучением муз. прошлого и фольклора провинции Эно, его рук. X. Лют содействует распространению рус. классич. и сов. музыки. Работают мн. муз. об-ва: Нац. об-во бельг. композиторов, Международное об-во совр. музыки, Бельгийское об-во музыковедения, издающее с 1947 журн. «Revue belge de musicologie», «Центр первых исполнений», Бельгийский центр по документации и муз. изданиям (осн. в 1951, собирает произв. бельг. композиторов, систематизирует муз. материал, размножает партитуры, издаёт систематич. аннотированные каталоги произв. композиторов, пропагандирует Б. м. за рубежом).
Мн. бельг. музыканты объединены в об-во «Свободная эстетика» (организованное в 1892 на базе об-ва «Кружок XX в.«). Наиболее значительна прогрессивная муз.-просветительская организация — «Музыкальная молодёжь Бельгии», созданная М. Кювелье в 1940, во время нем. оккупации (в противовес т. н. «Юношескому движению», насаждавшемуся фашистами), и проводящая концерты, лекции для молодёжи. Среди совр. бельг. музыкантов: дирижёр Ф. Андре; пианисты Э. Боске и М. Маас; скрипачи А. Гертлер, А. Грюмьо, К. ван Несте; органисты Ш. Энс и Г. Версхраген; клавесинистка М. ван ден Виель; певцы М. де Грот, Ф. Анспах; певицы Ж. Тежельс, Ж. де Робо, С. Дано; музыковеды Ш. ван ден Боррен, А. Воткенн, Р. Ванжерме, Э. Клоссон, П. Коллер, С. Клерк, Ш. Лейченс, Р. Ленартс и др.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.